Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов служат:

·         нормативные требования;

·         заключение ГПМПК– для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082);

·         индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов. (приложение 3к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).

Условия для детей с ОВЗ и детей- инвалидов,  которые МБДОУ обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами МБДОУ (Положение о работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, План мероприятий дорожная карта, Паспорт доступности инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МБДОУ№30 г. Азова):

-реализация разработанных,  специалистами МБДОУ: АООП ЗПР, АООП ТНР, АОП с умственной отсталостью и АОП с РАС, ИОМ;

-применение специальных методов обучения и воспитания;

-проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и других мероприятия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;  

-оказание  ранней коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении;

- доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.);

-сокращенное количество детей в группе компенсирующей направленности.

На 01.01.2021г МБДОУ коррекционные группы посещают 28 детей с ОВЗ. И 8 детей- инвалидов посещают группы компенсирующей и общеразвивающей направленности.

Осуществляется образовательной деятельности в группах для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: 1  учитель – логопед, педагог-психолог, 1 учитель – дефектолог, 2 музыкальных руководителя,  инструктор по физической культуре, медицинский работник. 

Все педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования» в объеме 72часа.

Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.

В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.

 

Специально оборудованные учебные кабинеты

В учреждении оборудованы 2 групповых помещения (группа №4 и № 5), приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых помещений входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая /спальня (для проведения игр, занятий и приема пищи, дневного сна), буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная и умывальная.  Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями ООП, с учетом АООП, АОП и ФГОС ДО.

Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры.

Уголки  экспериментирования оснащены: материалами для наглядного показа и детского исследования (глобусами, картами, макетами, иллюстрациями, магнитами, лупами, настольно – печатными играми).

В группах имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций.

Кабинет учителя- логопеда содержит:

- материалы и игры по лексическим  темам

- зеркало с лампой дополнительного оснащения

- комплект зондов для постановки звуков

- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания

- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

- логопедические альбомы для обследования

- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

- настольно-печатные дидактические игры

- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

 

Кабинет учителя- дефектолога содержит:

- материалы и игры по лексическим  темам

- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

- настольно-печатные дидактические игры

- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

Кабинет педагога-психолога  содержит:

- пространство для взаимодействия с детьми (мебель детская, малогабаритный мягкий диван, кресло, ковер, аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией);

- пространство взаимодействия со взрослыми (небольшой стол, стулья, стимульный материал к тестам, анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей);

- профессиональная зона для организационно-планирующей работы психолога (письменный стол, стул, компьютер, шкаф для хранения документации).

Методический кабинет  обеспечен программно-методической литературой необходимой для ведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из опыта работы педагогов МБДОУ, компьютер для ведения документации и работы с педагогами

Музыкально-физкультурный  зал в дошкольном учреждении  предназначен для решения задач музыкального и физического  воспитания и развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.

Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, и   спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы:

 -физкультурное оборудование (гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов);

- спортивный инвентарь (мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.).

Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.

   

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ОВЗ и детей - инвалидов функционируют 2 группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и с ЗПР (задержка психического развития ),  оснащенные необходимым игровым  и учебно-методическим материалом.

Для полноценного осуществления инклюзивной образовательной деятельности в МБДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:Хочу такой сайт

·          групповые помещения

·          кабинет педагога-психолога

·          музыкальный зал совмещенный со спортивным

·          кабинет учителя-логопеда

·          кабинет учителя-дефектолога 

Все объекты для проведения практических занятий с детьми ОВЗ и детьми -инвалидами, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей с ОВЗ обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

Детская мебель и оборудование помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей. Стулья и столы промаркированы в соответствии с ростом детей. 

Развивающая среда МБДОУ организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. В группах созданы условия для всех видов детской деятельности: учебной, игровой. Каждая группа отличается своей индивидуальностью. Содержание развивающей среды в группах отражает освоение детьми знаний образовательных областей. 

 

 

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.

Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Средства обучения и воспитания детей с ОВЗ сформированы по видам:

- методическая литература;

-наглядно-методические пособия;

-дидактические пособия;

-наглядно-дидактические пособия;

-наглядные пособия.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для создания условий полноценной двигательной деятельности детей с ОВЗ и детей- инвалидов, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей в музыкально-физкультурном зале проводится утренняя гимнастика, НОД, физкультурные и музыкальные  досуги, праздники и развлечения. Освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с ОВЗ и детей- инвалидов реализуется  (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).

Общая площадь физкультурного зала - 109 кв.м. Имеется спортивное оборудование на прогулочных площадках.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ  для обеспечения образовательной деятельности с детьми ОВЗ и детей- инвалидов, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации ООП ДО, учетом АООП и АОП,  как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. И соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей с ОВЗ и детей - инвалидов, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной и художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с приоритетным направлением работы МБДОУ.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие  тетради, раздаточный материал и т.д.)

-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).

-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Конструктивные особенности  здания  МБДОУ №30 г. Азова не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособления для туалета/душа, тифлотехнике, тактильные плитки, напольные метки, кроватей и матрасов специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.  Имеется домофон,  расположен он при входе на территорию МБДОУ. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением.

Детский сад оборудован тревожной кнопкой экстренного вызова полиции.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Территория МБДОУ №30 г. Азова асфальтирована или имеет твердое покрытие.   

 

Специальные условия питания

В МБДОУ организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.

Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

Создание отдельного меню для детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание в МБДОУ детей  с ОВЗ и детей – инвалидов обеспечивается в соответствии с договором о сотрудничестве между   МБУЗ  «Центральная городская больница»   г. Азова и МБДОУ №30 г. Азова от 03.02.2014 года № 8 и лицензии  (от 12.08.2013г.) на осуществление медицинской деятельности.

«ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ ОРГАНИЗУЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ВРАЧЕЙ И ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ»

Медицинское обслуживание детей с ОВЗ и детей- инвалидов обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным за МБДОУ (врач-педиатр и медицинская сестра).

   В МБДОУ созданы физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и оздоровления детей с ОВЗ и детей- инвалидов, для занятия ими физической культурой и спортом.  Физическое развитие детей с ОВЗ и детей- инвалидов осуществляется в рамках образовательной программы по направлению "Физическое развитие". Применяется особый порядок освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с ОВЗ и детей- инвалидов (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).

В МБДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ. Целью  ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

 В МБДОУ организовано взаимодействие со специалистами  службы МБОУ Центр «Содействие» г. Азова.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанники МБДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к ЭОР не предусматривается

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МБДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ и детей- инвалидов (для детей групп общеразвивающей и  компенсирующей направленности с ТНР и ЗПР):

Коррекционное оборудование для постановки звуков (зонды, зондозаменители).

Коррекционное оборудование: массажные мячи, сенсорные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, ручные и ножные массажеры, магнитная доска.

Дидактические и развивающие игры, игровой и стимулирующий материал, музыкальный центр, фонотека.

Уличное оборудование для детей с ОВЗ  и детей - инвалидов (выносной материал для развития основных движений и мелкой моторики).

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Отсутствует наличие  общежития и  интерната

 

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Отсутствует

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».