Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основаниями для создания специальных
условий для обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов служат:
·
нормативные требования;
·
заключение ГПМПК–
для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения,
утвержденного приказом
Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082);
·
индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для
детей-инвалидов. (приложение 3к приказу
Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).
Условия для детей с ОВЗ и детей- инвалидов,
которые МБДОУ обеспечивает в
соответствии с частью 3 статьи 79
Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
стандарта дошкольного образования», локальными актами МБДОУ (Положение о работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ,
План мероприятий дорожная карта, Паспорт доступности инвалидов объекта и
предоставляемых на нем услуг в сфере образования МБДОУ№30 г. Азова):
-реализация
разработанных, специалистами МБДОУ: АООП
ЗПР, АООП ТНР, АОП с умственной отсталостью и АОП с РАС, ИОМ;
-применение специальных
методов обучения и воспитания;
-проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий и других мероприятия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья;
-оказание ранней коррекционной помощи в дошкольном
возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое
сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно
подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении;
- доступная среда (беспрепятственный доступ в
здание и на территорию и т. д.);
-сокращенное количество детей в группе компенсирующей
направленности.
На 01.01.2021г МБДОУ коррекционные группы посещают 28
детей с ОВЗ. И 8 детей- инвалидов посещают группы компенсирующей и
общеразвивающей направленности.
Осуществляется образовательной
деятельности в
группах для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и для детей старшего
дошкольного возраста с ТНР.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: 1 учитель – логопед, педагог-психолог, 1 учитель – дефектолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
Все педагогические работники,
работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы
повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного
образования» в объеме 72часа.
Также созданы условия для повышения педагогической
компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в
вебинарах.
В течение учебного года в рамках образовательной деятельности
уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с
ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В
учреждении оборудованы 2 групповых помещения (группа №4 и № 5), приспособленных
для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями
здоровья. В состав групповых помещений входят: раздевальная (приемная) (для
приема детей и хранения верхней одежды), групповая /спальня (для проведения
игр, занятий и приема пищи, дневного сна), буфетная (для подготовки готовых
блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная и умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью,
оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников, требованиями ООП, с учетом АООП, АОП и ФГОС ДО.
Для
развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены
уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями,
красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал –
альбомы, картины по временам года, дидактические игры.
Уголки экспериментирования оснащены: материалами для
наглядного показа и детского исследования (глобусами, картами, макетами,
иллюстрациями, магнитами, лупами, настольно – печатными играми).
В
группах имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой,
кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских
игр, игр – драматизаций.
Кабинет
учителя- логопеда содержит:
-
материалы и игры по лексическим темам
-
зеркало с лампой дополнительного оснащения
-
комплект зондов для постановки звуков
-
дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
-
картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
-
логопедические альбомы для обследования
-
предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
-
настольно-печатные дидактические игры
-
алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
-
методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
Кабинет
учителя- дефектолога содержит:
-
материалы и игры по лексическим темам
-
предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
-
настольно-печатные дидактические игры
-
алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
-
методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
Кабинет педагога-психолога содержит:
- пространство для взаимодействия с детьми (мебель
детская, малогабаритный мягкий диван, кресло, ковер, аудиоаппаратура,
музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к
диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной
дифференциацией);
- пространство взаимодействия со взрослыми (небольшой
стол, стулья, стимульный материал к тестам, анкетные бланки, литература по
проблемам возрастного развития детей);
- профессиональная зона для организационно-планирующей
работы психолога (письменный стол, стул, компьютер, шкаф для хранения
документации).
Методический кабинет обеспечен
программно-методической литературой необходимой для ведения педагогического
процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из
опыта работы педагогов МБДОУ, компьютер для ведения документации и работы с
педагогами
Музыкально-физкультурный зал в дошкольном учреждении предназначен для решения задач музыкального и
физического воспитания и развития детей
дошкольного возраста с ОВЗ. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники
и развлечения.
Музыкальный
зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект,
пианино, музыкальный центр, учебно методическими материалами: оборудованием для
музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными
инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки,
погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи),
имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной
музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
В зале
имеется стандартное и нестандартное оборудование, и спортивный инвентарь, необходимые для
ведения физкультурно-оздоровительной работы:
-физкультурное оборудование (гимнастическая
доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов);
-
спортивный инвентарь (мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки
гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для
занятий, следовые и массажные дорожки и др.).
Оборудование
и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям
гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий
отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ОВЗ
и детей - инвалидов функционируют 2 группы компенсирующей направленности (для
детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и с ЗПР (задержка психического развития
), оснащенные необходимым игровым
и учебно-методическим материалом.
Для полноценного осуществления инклюзивной
образовательной деятельности в МБДОУ функционируют объекты для проведения
практических занятий:
·
групповые помещения
·
кабинет педагога-психолога
·
музыкальный зал совмещенный со спортивным
·
кабинет учителя-логопеда
·
кабинет учителя-дефектолога
Все объекты для проведения практических
занятий с детьми ОВЗ и детьми -инвалидами, а также обеспечения разнообразной
двигательной активности и музыкальной деятельности детей с ОВЗ обеспечены
необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной
освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями
санитарных правил и норм.
Детская мебель и оборудование помещений
изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей. Стулья и столы
промаркированы в соответствии с ростом детей.
Развивающая среда МБДОУ организована с
учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. В группах
созданы условия для всех видов детской деятельности: учебной, игровой. Каждая
группа отличается своей индивидуальностью. Содержание развивающей среды в
группах отражает освоение детьми знаний образовательных областей.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения нет, литература
находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература,
периодическая печать, детская художественная литература.
Методический кабинет оснащен необходимыми
для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой,
картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием,
которые подобраны в соответствии с образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и воспитания детей с ОВЗ
сформированы по видам:
- методическая литература;
-наглядно-методические пособия;
-дидактические пособия;
-наглядно-дидактические пособия;
-наглядные пособия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для
создания условий полноценной двигательной деятельности детей с ОВЗ и детей-
инвалидов, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения
функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и
способностей в музыкально-физкультурном зале проводится утренняя гимнастика, НОД,
физкультурные и музыкальные досуги,
праздники и развлечения.
Освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для
детей с ОВЗ и детей- инвалидов реализуется (на основании заключения врача педиатра,
группы здоровья).
Общая
площадь физкультурного зала - 109 кв.м. Имеется спортивное
оборудование на прогулочных площадках.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ для обеспечения образовательной деятельности с
детьми ОВЗ и детей- инвалидов, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям
реализации ООП ДО, учетом АООП и АОП,
как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических
ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных
задач в оптимальных условиях. И соответствуют
принципу необходимости и достаточности для организации образовательной,
коррекционной работы, медицинского обслуживания детей с ОВЗ и детей - инвалидов,
методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также
обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной и
художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в
соответствии с приоритетным направлением работы МБДОУ.
Средства обучения
подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения,
хрестоматии, рабочие тетради,
раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные
ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы
образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные,
иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды,
модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование,
спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные
особенности здания МБДОУ №30 г. Азова не предусматривают наличие
подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри
помещений, приспособления для туалета/душа, тифлотехнике, тактильные плитки,
напольные метки, кроватей и матрасов специализированного назначения иные
приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации. Имеется домофон, расположен он при входе на территорию МБДОУ.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло
"Выход", видеонаблюдением.
Детский сад
оборудован тревожной кнопкой экстренного вызова полиции.
Доступ
к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету
обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория МБДОУ №30 г. Азова асфальтирована или
имеет твердое покрытие.
Специальные условия питания
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в
соответствии с примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии
с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения"
Создание отдельного меню для детей- инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание в МБДОУ детей с ОВЗ и детей – инвалидов обеспечивается в соответствии с договором о сотрудничестве между МБУЗ «Центральная городская больница» г. Азова и МБДОУ №30 г. Азова от 03.02.2014 года № 8 и лицензии (от 12.08.2013г.) на осуществление медицинской деятельности.
«ОХРАНА
ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ ОРГАНИЗУЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С
РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ВРАЧЕЙ И ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ»
Медицинское обслуживание детей с ОВЗ и детей-
инвалидов обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным за МБДОУ
(врач-педиатр и медицинская сестра).
В МБДОУ созданы
физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и
оздоровления детей с ОВЗ и детей- инвалидов, для занятия ими физической
культурой и спортом. Физическое развитие
детей с ОВЗ и детей- инвалидов осуществляется в рамках образовательной
программы по направлению "Физическое развитие". Применяется особый
порядок освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной
программы для детей с ОВЗ и детей- инвалидов (на основании заключения врача
педиатра, группы здоровья).
В МБДОУ функционирует психолого-медико-педагогический
консилиум МБДОУ. Целью ПМПк является обеспечение
диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями
декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в
соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья
воспитанников.
В МБДОУ организовано взаимодействие со специалистами
службы МБОУ Центр
«Содействие» г. Азова.
Состояние и
содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям
действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники
МБДОУ не имеют доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного
компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в
том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья – не предусматривается.
Официальный
сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к ЭОР не предусматривается
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются
специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального
пользования для детей с ОВЗ и детей- инвалидов (для детей групп общеразвивающей
и компенсирующей направленности с ТНР и
ЗПР):
Коррекционное
оборудование для постановки звуков (зонды, зондозаменители).
Коррекционное
оборудование: массажные мячи, сенсорные мячи, массажные дорожки, мягкие
спортивные модули, мягкие маты, ручные и ножные массажеры, магнитная доска.
Дидактические и
развивающие игры, игровой и стимулирующий материал, музыкальный центр, фонотека.
Уличное оборудование для
детей с ОВЗ и детей - инвалидов
(выносной материал для развития основных движений и мелкой моторики).