Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г. Азова (МБДОУ № 30 г. Азова) Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом МБДОУ № 30 г. Азова Н.Г.Бутко От Протокол л / V _______ УНН61 ПОЛОЖЕНИЕ О работе с детьми - инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 30 г. Азова г.Азов, 2022 4 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральными законами, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования и устанавливаются учреждением самостоятельно в части, не урегулированной законодательством об образовании. 1.2. Настоящее положение регламентирует порядок организации образовательной деятельности для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад (далее - МБДОУ № 30 г. Азова), реализующей адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования (АООП), адаптированные образовательные программы (АОП), ведение индивидуального образовательного маршрута для детей-инвалидов (если в заключении написано, что ребенок нуждается в данных программах). 1.3 Положение призвано регулировать процесс взаимодействия специалистов, педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников ОВЗ, детей-инвалидов и их родителей (законных представителей). 1.3. Общее руководство по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья возлагается на заведующего МБДОУ № 30 г. Азова. 1.4. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. 2. Цели работы МБДОУ № 30 г. Азова с детьми - инвалидами и с детьми с ОВЗ 2.1. Создание условий, наиболее благоприятных для воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ, детей-инвалидов, по оказанию им комплексной помощи в соответствии со спецификой нарушений их психического, физического и соматического здоровья. 2.2. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребёнка. 2.3. Сохранение и укрепление нервно - психического и физического здоровья детей, организация и проведение профилактической и оздоровительной работы. 2.4. Взаимодействие с семьёй с целью создания единого образовательного пространства. 3. Основные направления работы с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ 3.1. Психологическое: - система эффективных методов, направленных на преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, а также аффективных форм поведения; - комплексное психолого-педагогическое обследование. 3.2. Педагогическое: - работа по возможному развитию высших психических функций, речи детей; - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода при планировании и реализации педагогического процесса с учётом динамики индивидуального развития каждого ребёнка; - формирование навыков самообслуживания, представлений о себе, овладение ими доступных образовательных уровней; - развитие коммуникативных умений. 3.3. Медико-оздоровительное: - укрепление физического и психического здоровья; - поддержание функциональных и адаптационных возможностей детского организма и иммунитета; - создание благоприятного эмоционального режима пребывания в МБДОУ. 4. Порядок организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ОВЗ 4.1. В организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут быть задействованы следующие работники МБДОУ: - Старший воспитатель; 1 - воспитатель группы, где находится ребёнок-инвалид и ребенок ОВЗ; - музыкальный руководитель; - инструктор по физической культуре; - педагог-психолог; -учитель-дефектолог; -учитель-логопед. 4.2. МБДОУ № 30 г. Азова самостоятельно в выборе комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. 4.3. Выбор форм обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на основе коллегиального заключения и разработанных рекомендаций по результатам комплексного обследования специалистами психолого-педагогического консилиума МБДОУ (ППк). 4.4. Обследование воспитанника специалистами ППк осуществляется по инициативе его родителей (законных представителей) или сотрудников МБДОУ с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора об образовании между МБДОУ и родителями (законными представителями). 4.5. Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на воспитанника. 4.6. Коллегиальное заключение ППк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития воспитанника и рекомендации для разработки адаптированной образовательной программы, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение подписывается председателем и всеми членами ППк. 4.7. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. 4.8. Дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ № 30 г. Азова организовано совместно с другими детьми определенной возрастной группы, к которой относится воспитанник с ОВЗ, а также в группе компенсирующей направленности на основании заключения психолого - медико - педагогической комиссии. 4.9. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами осуществляется в рамках максимально допустимой учебной нагрузки с учётом необходимости проведения дополнительных коррекционно развивающих занятий, а также повышенной утомляемости детей с ОВЗ. 4.10. В целях организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов при необходимости разрабатывается план работы, включающий в себя направления деятельности по: - созданию специальных условий в группах, помещениях дошкольной организации; - по приобретению необходимого методического и дидактического материала; по определению форм работы с детьми, по оказанию методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ, детей-инвалидов. 4.11. Педагоги и специалисты МБДОУ, привлечённые к работе с детьми с ОВЗ, и детьмиинвалидами ведут документацию, отражающую коррекционно-педагогический процесс в соответствии с Положением. - Индивидуальный образовательный маршрут; -Специальная индивидуальная образовательная программа для детей с умственной отсталостью; - Адаптированная основная образовательная программа; - адаптированная образовательная программа; - и другая документация отражающая работу специалистов с детьми - инвалидами и с детьми ОВЗ. 4.12. В конце каждого года обучения ППк МБДОУ №30 г. Азова по результатам обследования воспитанников даёт рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребёнка с ОВЗ, ребенкаинвалида. 4.13. Медицинское обслуживание детей с ОВЗ обеспечивается на общих основаниях . 4.14. Медицинский работник оказывает помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к детям с ОВЗ и детям-инвалидам с учётом здоровья и особенностей их развития, дает рекомендации медико- коррекционной направленности, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в профилактических и лечебных целях. 4.15. Зачисление и отчисление детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется на основании ПОРЯДКА приема детей с ОВЗ в МБДОЛОУ № 30 г. Азова 2 5. Особенности организации обучения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья программам дошкольного образования 5.1. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей инвалидов и детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, адаптированной основной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. 5.2. В дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов: 5.2.1. доступность среды: 5.2.1.1. доступность для детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. 5.2.1.2. свободный доступ детей с ОВЗ и детей-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 5.2.1.3. исправность и сохранность материалов и оборудования. 5.2.2. использование специальных образовательных программ дошкольного образования (далее Программ) и методов обучения и воспитания: 5.2.2.1. Программы должны быть составлены с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детейинвалидов; 5.2.2.2. Программы должны содержать раздел коррекционной работы и/или инклюзивного образования, в котором: 5.2.2.2.1. раскрываются механизмы адаптации Программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов; 5.2.2.2.2. определяются специальные методические пособия и дидактические материалы; 5.2.2.2.3. рассматривается осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов. 6. Оплата, взимаемая за организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дош кольных образовательных организациях 6.1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 30 г. Азова осуществляется с федеральными законами, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования. 7. Порядок оплаты труда педагогическим работникам М Б ДОУ № 30 г. Азова за организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 7.1. Оплата труда педагогов МБДОУ № 30 г. Азова, осуществляющим организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, проводится согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим данную деятельность. 8 . Руководство и контроль за организацией работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 8.1. Руководство и контроль за организацией образовательной деятельности детей с ОВЗ осуществляет заведующий и заместитель заведующего МБДОУ № 30 г. Азова, который совместно с коллективом МБДОУ № 30 г. Азова: - создаёт климат психологического комфорта; - формирует развивающую предметно - пространственную среду, другие необходимые условия для организации работы с детьми с ОВЗ; - взаимодействует с органами здравоохранения, другими организациями, осуществляющими поддержку, социальное и медицинское сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ № 30 г. Азова . 8.2. Контроль за организацией работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется Управлением образования г. Азова в соответствии с его компетенцией. 3