Положение об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г.
Азова (МБДОУ № 30 г. Азова)

Рассмотрено и рекомендовано к
утверждению педагогическим советом
МБДОУ
От М'О#.
Протокол №

Утверждено заведующим
f30 г. Азова
Н.Г.Бутко
Приказ
/?/.& ?
I / Л Й /j

ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ОВЗ
МБДОУ № 30 г. Азова

г.Азов, 2022

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и
утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее - ИОМ) в
МБДОУ № 30 г. Азова
1.2. ИОМ - персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и
обучении.
1.3. Настоящее положение об ИОМ воспитанника (далее - Положение) в МБДОУ № 30 г.
Азова разработано в соответствии:
• с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
• ФГОС ДО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155;
• приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
• СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21;
• ООП МБДОУ № 30 г. Азова
• Уставом МБДОУ № 30 г. Азова
• адаптированной основной образовательной МБДОУ № 30 г. Азова
1.4. ИОМ разрабатывается:
• для воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования;
• для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
1.5. ИОМ для воспитанника с ОВЗ рассматривается как путь профессиональной коррекции
особенностей его развития с целью освоения образовательной программы дошкольного
образования. Это путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации
личностного потенциала ребенка с учетом образовательных областей: социально­
коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического
развития.
1.6. ИОМ является приложением к адаптированной основной образовательной программе
МБДОУ № 30 г. Азова
2. Цели и задачи ИОМ
2.1.
Цели ИОМ:
- обеспечение права воспитанников на реализацию образовательного процесса по
индивидуальному
образовательному
маршруту;
- обеспечение воспитанникам равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- создание условий, способствующих развитию личности воспитанника, обеспечивающих в
полной мере реализацию его потенциальных возможностей с активным привлечением
родителей в образовательный процесс.
2.2. Задачи ИОМ:
- организовать единую систему работы администрации, педагогических работников,
медицинского работника ДОО и родителей по физическому, интеллектуальному,
эмоциональному
и социально-личностному
развитию
ребенка;
- определить основные организационные механизмы для обучения воспитанников по ИОМ;
- обеспечить возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
ДО;
3. Порядок разработки и реализации ИОМ
3.1. Разработка ИОМ.
3.1.1. ИОМ разрабатывается для воспитанника на основании заключения психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК).
3.1.2. В соответствии с заключением ПМПК специалистами психолого-педагогического
консилиума (ППк) МБДОУ № 30 г. Азова.

• утверждаются кандидатуры воспитанников, требующие реализации ИОМ;
• согласуется основная цель составления ИОМ на конкретного воспитанника;
• намечаются
этапы
построения
ИОМ
для
воспитанника на
основе
выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей;
• определяются возможные формы работы с воспитанником с целью реализации ИОМ,
методы педагогической поддержки, содержание работы;
• намечаются планируемые результаты ИОМ, сроки достижения результатов.
3.1.3. Работа по разработке и осуществлению деятельности по ИОМ отвечает следующим
принципам:
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
• принцип соблюдения интересов ребенка;
• принцип опоры на детскую субкультуру;
• принцип отказа от усредненного нормирования, избегание прямого оценочного
подхода при диагностическом обследовании уровня развития воспитанника.
3.1.4. Порядок составления ИОМ включает следующие этапы:
• этап наблюдения. Цель - выявить воспитанников, испытывающих трудности:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или
комплексные;
• этап диагностики. Цель - провести педагогическое и (или) психологическое
диагностирование воспитанников: выявление и изучение индивидуально­
психологических особенностей дошкольника. Психологическую диагностику
проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике
допускается только с согласия родителей (законных представителей);
• этап
конструирования. Цель
построение
ИОМ
воспитанника
на
основе рекомендаций ПМПК, определения методов педагогической и (или)
психологической поддержки, содержания работы;
• этап завершающей диагностики: проводится с целью выявить результаты реализации
ИОМ.
3.1.5. Проект ИОМ обсуждается с родителями (законными представителями) воспитанника,
после чего ИОМ утверждается приказом заведующего с учетом мнения родителей
(законных представителей).
3.1.6. По окончании первого года работы специалисты ППк делают выводы о результатах
работы и динамике развития с последующей корректировкой ИОМ либо с решением об
окончании реализации ИОМ.
3.2. Реализация ИОМ.
3.2.1. Реализация ИОМ в МБДОУ № 30 г. Азова является обязательной для воспитанников детей с ОВЗ, детей-инвалидов и регулируется настоящим положением.
3.2.2. Реализация ИОМ осуществляется в МБДОУ № 30 г. Азова в соответствии с
индивидуальным планом обучения, расписанием, отвечающим совокупному объему учебной
нагрузки и свободной деятельности воспитанников, с учетом требований СанПиН 1.2.3685­
21.
3.2.3. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 30 г. Азова
4. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и реализации
ИОМ
4.1. Председатель ППк обеспечивает:
• организацию работы в МБДОУ № 30 г. Азова по информированию родителей
(законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития
потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам,
прежде всего детей-инвалидов, детей, имеющих статус ОВЗ по заключениям ПМПК;
• взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления
и реализации ИОМ;
• организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ в
МБДОУ № 30 г. Азова обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ;
• контроль за систематической реализацией ИОМ.

4.2. Педагог-психолог:
• проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня
психического развития, его индивидуальных особенностей, определения причин
нарушений в развитии и воспитании детей;
• ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
• участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения
воспитанника;
• отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
• проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ;
• изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье.
4.3. Учитель-логопед:
• подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка;
• устанавливает уровень речевого развития;
• ведет документацию в установленном порядке;
• участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения
ребенка;
• отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
• проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.4. Учитель-дефектолог:
• развивает речь детей;
• устанавливает уровень развития психических процессов (мышления, восприятия,
памяти, внимания) и особенности познавательной деятельности;
• устанавливает уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире;
• устанавливает
уровень
сформированности
элементарных
математических
представлений;
• ведет документацию в установленном порядке;
• участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках дефектологического
сопровождения ребенка;
• отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
• проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.5. Воспитатель:
• проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение;
• участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в соответствии с АОП
ДО/АООП ДО, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка;
• отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
• выполняет рекомендации специалистов для закрепления, развития ребенка.
4.6. Инструктор по физическому воспитанию:
• ведет документацию в установленном порядке;
• участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках физического сопровождения
ребенка;
• отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
• проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.7. Музыкальный руководитель:
• ведет документацию в установленном порядке;
• участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках художественно -эстетического
сопровождения ребенка;
• отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
• проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5. Формы работы по ИОМ
5.1. Формы работы, используемые при организации деятельности в соответствии с ИОМ:
• беседы, занятия продуктивной деятельностью, чтение художественной литературы,
этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
• игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной
и поведенческой сфер: развитие коммуникативных навыков и улучшение
взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе,
снижение агрессии и ослабление негативных эмоций;

• занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания,
восприятия, мышления, воображения), речевых навыков;
• приемы арт-терапии, куклотерапии, изотерапии, сказкотерапии;
• релаксационные психогимнастические упражнения: расслабление мышц лица, шеи,
туловища, рук, ног;
• формы работы в соответствии с имеющимися способностями воспитанника;
6. Структура ИОМ
6.1. ИОМ содержит:
1. Титульный лист:
• наименование образовательного учреждения;
• гриф согласования с председателем ППк .
• гриф утверждения руководителем образовательного учреждения;
• наименование ИОМ;
• дата и норма протокола ПМПК;
• срок реализации ИОМ;
• согласование с родителями (законными представителями) воспитанника.
2. Общие сведения:
• Ф. И. О. ребенка;
• Ф. И. О. родителей (законных представителей), возраст, образование;
• Ф. И. О. специалистов сопровождения ИОМ ребенка;
• заключение ПМПК;
• рекомендации ПМПК;
• рекомендации ПМПК специалистам.
3. Х арактеристика развития ребенка:
• перечень задач на учебный год по результатам диагностики дефицитов и ресурсов в
развитии ребенка;
• планируемые результаты освоения ИОМ.
4. Условия реализации ИОМ:
• планы ООД, планы работы специалистов службы сопровождения, календарно тематический план занятий, примерный распорядок дня дошкольника;
• мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению ребенка;
• материально-техническое обеспечение: помещения для занятий, оборудование,
мебель, учебно-методические пособия, программы.
6.2. Форма ИОМ представлена в приложении № 1 к настоящему Положению.
7. Ответственность
7.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего детским садом за
организацию работы с воспитанником в соответствии с ИОМ, несут ответственность за
реализацию ИОМ в полном объеме.
7.2. В конце учебного года специалисты ППк проводят анализ эффективности реализации
ИОМ. Также они оформляют заключение и рекомендации педагогам для дальнейшего
сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательно-воспитательном процессе.
8. Заклю чительные положения
8.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся педагогическим советом с учетом
мнения
родителей
(законных
представителей)
ребенка.
8.2. Положение действует до принятия нового.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 г. Азова (МБДОУ № 30 г. Азова)

Рассмотрено и рекомендовано к
утверждению педагогическим советом
МБДОУ
От_________________
Протокол №____

Утверждено заведующим
МБДОУ № 30 г. Азова
_____________ Н.Г.Бутко
Приказ № ____от_

ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ОВЗ
МБДОУ № 30 г. Азова

г.Азов, 2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».