Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г. Азова (МБДОУ № 30 г. Азова) Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом МБДОУ От М'О#. Протокол № Утверждено заведующим f30 г. Азова Н.Г.Бутко Приказ /?/.& ? I / Л Й /j ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ОВЗ МБДОУ № 30 г. Азова г.Азов, 2022 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее - ИОМ) в МБДОУ № 30 г. Азова 1.2. ИОМ - персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении. 1.3. Настоящее положение об ИОМ воспитанника (далее - Положение) в МБДОУ № 30 г. Азова разработано в соответствии: • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; • ФГОС ДО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155; • приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; • СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; • СанПиН 1.2.3685-21; • ООП МБДОУ № 30 г. Азова • Уставом МБДОУ № 30 г. Азова • адаптированной основной образовательной МБДОУ № 30 г. Азова 1.4. ИОМ разрабатывается: • для воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования; • для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. 1.5. ИОМ для воспитанника с ОВЗ рассматривается как путь профессиональной коррекции особенностей его развития с целью освоения образовательной программы дошкольного образования. Это путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка с учетом образовательных областей: социально коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития. 1.6. ИОМ является приложением к адаптированной основной образовательной программе МБДОУ № 30 г. Азова 2. Цели и задачи ИОМ 2.1. Цели ИОМ: - обеспечение права воспитанников на реализацию образовательного процесса по индивидуальному образовательному маршруту; - обеспечение воспитанникам равных стартовых возможностей при поступлении в школу; - создание условий, способствующих развитию личности воспитанника, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей с активным привлечением родителей в образовательный процесс. 2.2. Задачи ИОМ: - организовать единую систему работы администрации, педагогических работников, медицинского работника ДОО и родителей по физическому, интеллектуальному, эмоциональному и социально-личностному развитию ребенка; - определить основные организационные механизмы для обучения воспитанников по ИОМ; - обеспечить возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО; 3. Порядок разработки и реализации ИОМ 3.1. Разработка ИОМ. 3.1.1. ИОМ разрабатывается для воспитанника на основании заключения психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК). 3.1.2. В соответствии с заключением ПМПК специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк) МБДОУ № 30 г. Азова. • утверждаются кандидатуры воспитанников, требующие реализации ИОМ; • согласуется основная цель составления ИОМ на конкретного воспитанника; • намечаются этапы построения ИОМ для воспитанника на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей; • определяются возможные формы работы с воспитанником с целью реализации ИОМ, методы педагогической поддержки, содержание работы; • намечаются планируемые результаты ИОМ, сроки достижения результатов. 3.1.3. Работа по разработке и осуществлению деятельности по ИОМ отвечает следующим принципам: • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития; • принцип соблюдения интересов ребенка; • принцип опоры на детскую субкультуру; • принцип отказа от усредненного нормирования, избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития воспитанника. 3.1.4. Порядок составления ИОМ включает следующие этапы: • этап наблюдения. Цель - выявить воспитанников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные; • этап диагностики. Цель - провести педагогическое и (или) психологическое диагностирование воспитанников: выявление и изучение индивидуально психологических особенностей дошкольника. Психологическую диагностику проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей (законных представителей); • этап конструирования. Цель построение ИОМ воспитанника на основе рекомендаций ПМПК, определения методов педагогической и (или) психологической поддержки, содержания работы; • этап завершающей диагностики: проводится с целью выявить результаты реализации ИОМ. 3.1.5. Проект ИОМ обсуждается с родителями (законными представителями) воспитанника, после чего ИОМ утверждается приказом заведующего с учетом мнения родителей (законных представителей). 3.1.6. По окончании первого года работы специалисты ППк делают выводы о результатах работы и динамике развития с последующей корректировкой ИОМ либо с решением об окончании реализации ИОМ. 3.2. Реализация ИОМ. 3.2.1. Реализация ИОМ в МБДОУ № 30 г. Азова является обязательной для воспитанников детей с ОВЗ, детей-инвалидов и регулируется настоящим положением. 3.2.2. Реализация ИОМ осуществляется в МБДОУ № 30 г. Азова в соответствии с индивидуальным планом обучения, расписанием, отвечающим совокупному объему учебной нагрузки и свободной деятельности воспитанников, с учетом требований СанПиН 1.2.3685 21. 3.2.3. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 30 г. Азова 4. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и реализации ИОМ 4.1. Председатель ППк обеспечивает: • организацию работы в МБДОУ № 30 г. Азова по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего детей-инвалидов, детей, имеющих статус ОВЗ по заключениям ПМПК; • взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации ИОМ; • организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ в МБДОУ № 30 г. Азова обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ; • контроль за систематической реализацией ИОМ. 4.2. Педагог-психолог: • проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня психического развития, его индивидуальных особенностей, определения причин нарушений в развитии и воспитании детей; • ведет документацию в соответствии с установленным порядком; • участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения воспитанника; • отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; • проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ; • изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье. 4.3. Учитель-логопед: • подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка; • устанавливает уровень речевого развития; • ведет документацию в установленном порядке; • участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения ребенка; • отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; • проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 4.4. Учитель-дефектолог: • развивает речь детей; • устанавливает уровень развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания) и особенности познавательной деятельности; • устанавливает уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире; • устанавливает уровень сформированности элементарных математических представлений; • ведет документацию в установленном порядке; • участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках дефектологического сопровождения ребенка; • отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; • проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 4.5. Воспитатель: • проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение; • участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в соответствии с АОП ДО/АООП ДО, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; • отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; • выполняет рекомендации специалистов для закрепления, развития ребенка. 4.6. Инструктор по физическому воспитанию: • ведет документацию в установленном порядке; • участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках физического сопровождения ребенка; • отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; • проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 4.7. Музыкальный руководитель: • ведет документацию в установленном порядке; • участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках художественно -эстетического сопровождения ребенка; • отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; • проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 5. Формы работы по ИОМ 5.1. Формы работы, используемые при организации деятельности в соответствии с ИОМ: • беседы, занятия продуктивной деятельностью, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; • игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер: развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций; • занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения), речевых навыков; • приемы арт-терапии, куклотерапии, изотерапии, сказкотерапии; • релаксационные психогимнастические упражнения: расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног; • формы работы в соответствии с имеющимися способностями воспитанника; 6. Структура ИОМ 6.1. ИОМ содержит: 1. Титульный лист: • наименование образовательного учреждения; • гриф согласования с председателем ППк . • гриф утверждения руководителем образовательного учреждения; • наименование ИОМ; • дата и норма протокола ПМПК; • срок реализации ИОМ; • согласование с родителями (законными представителями) воспитанника. 2. Общие сведения: • Ф. И. О. ребенка; • Ф. И. О. родителей (законных представителей), возраст, образование; • Ф. И. О. специалистов сопровождения ИОМ ребенка; • заключение ПМПК; • рекомендации ПМПК; • рекомендации ПМПК специалистам. 3. Х арактеристика развития ребенка: • перечень задач на учебный год по результатам диагностики дефицитов и ресурсов в развитии ребенка; • планируемые результаты освоения ИОМ. 4. Условия реализации ИОМ: • планы ООД, планы работы специалистов службы сопровождения, календарно тематический план занятий, примерный распорядок дня дошкольника; • мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению ребенка; • материально-техническое обеспечение: помещения для занятий, оборудование, мебель, учебно-методические пособия, программы. 6.2. Форма ИОМ представлена в приложении № 1 к настоящему Положению. 7. Ответственность 7.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего детским садом за организацию работы с воспитанником в соответствии с ИОМ, несут ответственность за реализацию ИОМ в полном объеме. 7.2. В конце учебного года специалисты ППк проводят анализ эффективности реализации ИОМ. Также они оформляют заключение и рекомендации педагогам для дальнейшего сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательно-воспитательном процессе. 8. Заклю чительные положения 8.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся педагогическим советом с учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка. 8.2. Положение действует до принятия нового. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г. Азова (МБДОУ № 30 г. Азова) Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом МБДОУ От_________________ Протокол №____ Утверждено заведующим МБДОУ № 30 г. Азова _____________ Н.Г.Бутко Приказ № ____от_ ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ОВЗ МБДОУ № 30 г. Азова г.Азов, 2022