Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г. Азова (МБДОУ № 30 г. Азова) Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом МБДОУ От 34‘OZПротокол 4 Утверждено заведующим МБДОУ_№ 3£кг. Азова Г.Бутко Прика ПОЛОЖЕНИЕ О группе компенсирующей направленности для обучающихся с задержкой психического развития в МБДОУ № 30 г. Азова г.Азов, 2022 1. О Б Щ И Е П О Л О Ж Е Н И Я 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-03 "Об образовании в Российской Федерации"; - Федеральным законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 02.06.1999 № 4019-НГД - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федераuии от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.З685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; - Уставом МБДОУ. 1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее- ЗПР). 1.3. Группа компенсирующей направленности (далее - группа) создается для воспитания и обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная истощаемость, функциональная недостаточность ряда высших психических функций, эмоциональная неустойчивость. 1.4. Группа создается в целях развития интеллектуального, эмоционального и социального потенциала детей с ЗПР, формирования их позитивных личностных качеств, компенсации первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в развитии, формирования готовности к обучению в школе 2. Ф О Р М И РО В АНИЕ ГРУ П П Ы К О М П Е Н С И РУ Ю Щ Е Й Н А П РА В Л ЕН Н О С ТИ 2.1. Группа компенсирующей направленности комплектуется в соответствии с рекомендациями психолого - медико -педакогичекой комиссии (ПМПК ). 2.2. Зачисление в группу осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заявления и дополнительного соглашения к договору между МБДОУ № 30 г. Азова и родителями (законными представителями). 2.3. В группу принимаются дошкольники с ЗПР в возрасте от 4 до 7 лет. 2 . 4 . Наполняемость в группы устанавливается в соответствии с СанПиН. 2.5. При наличии свободных мест прием в группу может проводиться в течение всего года 2.6. Не подлежат приему в указанные группы дети, имеющие следующие клинические формы и состояния: - умственная отсталость; - выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; - выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы; - шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; - соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации; - частые судорожные припадки, требующие систематического наблюдения и лечения 2.7. Если в период пребывания ребенка в группе выявляются вышеперечисленные противопоказания, то ребенок может быть повторно направлен ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. 2.8. Воспитанники группы, испытывающие затруднения в освоении образовательной программы, с согласия родителей (законных представителей) могут быть повторно направлены в соответствующее лечебно профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.); 2.9. на ПМПК для получения рекомендаций по выбору дальнейших вариантов коррекционно-педагогической работы с ними. 2.10. По окончании срока пребывания в МБДОУ, на основании заключения ПМПК, ребенок направляется в общеобразовательную школу (корекционную школу). При необходимости перевода ребенка в специальный (коррекционный) класс оформляются документы на ПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения. 2.11. Группа компенсирующей направленности ликвидируется приказом УО г. Азова и при условии отсутствия детей с задержкой психического развития. 2.12. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе для детей с ЗПР несут родители (законные представители), учитель-дефектолог, учитель- логопед, воспитатель и администрация МБДОУ. 3. О РГА Н И ЗА Ц И Я О БРА ЗО В А ТЕЛ ЬН О ГО П РО Ц Е С С А В ГРУ П П Е 3.1 .Содержание образования в группе для детей с ЗПР определяется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой, разработанной МБДОУ № 30 г. Азова на основе примерной АООП для детей с ЗПР. 3.2. Группа обеспечивается помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающего обучения. 3.3. Организация образовательного процесса в группе регламентируется учебным планом, расписанием занятий, перспективными тематическими планами, режимом дня. 3.4.Организационными формами работы группы компенсирующей направленности являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. 3.5. Групповые занятия проводятся в соответствии с АООП для детей с ЗПР. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю. Подгрупповые занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю. 3.6. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального - 15 минут с каждым ребенком. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями 5-10 минут. 3.7. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия воспитателя по заданию учителя- логопеда и учителядефектолога. 4. РУ КО ВО Д СТВО ГРУ П П О Й К О М П Е Н С И РУ Ю Щ Е Й Н А П РА В Л ЕН Н О С ТИ Д Л Я Д ЕТ ЕЙ С ЗПР 4.1. Руководитель МБДОУ осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию в группе образовательного процесса и проведения всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в психическом развитии детей, координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов, проводит анализ эффективности работы в данной группе. 4.2. Заведующий МБДОУ № 30 г. Азова: - обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы; - формирует кадры воспитателей для работы с детьми с ЗПР, имеющих педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми дошкольного возраста. - обеспечивает кабинет специалистов специальным оборудованием, методической литературой. 4.3. Старший воспитатель МБДОУ осуществляет научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителю - дефектологу, учителю- логопеду. 4.4Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом коррекционной работы осуществляется на городском методическом объединении педагогическими работниками, на курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и т.д. 5. У Ч А С Т Н И К И О БРА ЗО В А Т ЕЛ ЬН О ГО П РО Ц ЕСС А . 5.1. Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие ЗПР, их родители (законные представители), педагоги и специалисты МБДОУ. Родители (законные представители): - имеют право защищать законные права и интересы ребенка; - принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом, - знакомиться с характером коррекционных методов обучения детей; - взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению у ребенка ЗПР. 5.2. Педагоги МБДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции задержки психического развития, консультируют родителей (законных представителей) по вопросам коррекции. 5.3У читель-дефектолог является организатором и координатором коррекционно развивающей работы: - проводит первичное обследование уровня актуального психического развития воспитанников МБДОУ; - заполняет карту развития на каждого воспитанника группы для детей с ЗПР; - определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в группе для детей с ЗПР; - планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы ЗПР; - самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы, составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ЗПР, их интеграцию в МБДОУ; - осуществляет отслеживание динамики устранения ЗПР у воспитанников группы для детей с ЗПР, корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы коррекционной помощи; - взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) МБДОУ: по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ЗПР; по вопросам освоения адаптированной основной образовательной программы МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР; - проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей группы для детей с ЗПР; - осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, ПМПК; - контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ЗПР коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса, дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей; - ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы; - составляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы для детей с ЗПР; - оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по профилактике отклоняющегося от возрастной нормы развития детей дошкольного возраста, дает необходимые рекомендации. 5.4Воспитатель группы для детей с ЗПР: - создает предметно- пространственную развивающую среду для преодоления ЗПР воспитанников группы для детей с ЗПР; - проводит мониторинг усвоения содержания адаптированной основной образовательной программы МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР; - планирует и проводит работу с воспитанниками группы ЗПР: • непрерывно образовательную деятельность, в том числе и осуществляемую в ходе режимных моментов; • самостоятельную деятельность детей; • участвует по заданию учителя-дефектолога в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; - ведет необходимую документацию по планированию и проведению с воспитанниками группы ЗПР; - осуществляет коррекционные мероприятия (по заданию учителя-дефектолога), обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; - взаимодействует с педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы ЗПР по вопросам реализации образовательной программы; - вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников группы ЗПР, обеспечивает заинтересованность в ее результативности; - составляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания адаптированной основной образовательной программы МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР. 5.5Педагог-психолог: - осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. - взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. - проводит первичное обследование уровня актуального психического развития воспитанников МБДОУ; - заполняет карту развития на каждого воспитанника группы для детей с ЗПР ; - определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в группе для детей с ЗПР; - планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы ЗПР; - самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы, составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ЗПР, их интеграцию в МБДОУ; - осуществляет отслеживание динамики устранения ЗПР у воспитанников группы для детей с ЗПР, корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы коррекционной помощи; - взаимодействует с педагогическими работниками и родителями ( законными представителями) МБДОУ: • по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ЗПР; • по вопросам освоения ООП МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР; - проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей группы для детей с ЗПР; - осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, ПМПК; - контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ЗПР коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса, дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей; - ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы; - составляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы для детей с ЗПР; - оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по профилактике отклоняющегося от возрастной нормы развития детей дошкольного возраста, дает необходимые рекомендации. 5.6М узы кальны й руководитель: - планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ЗПР образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность»; - проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников; - отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ЗПР; - совместно с учителем-дефектологом и воспитателями группы планирует содержание и проводит с воспитанниками группы для детей с ЗПР занятия по коррекционной ритмике. - проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области «Художественно эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» воспитанниками группы для детей с ЗПР. - взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам реализации образовательной программы МБДОУ; - ведет необходимую документацию по планированию содержания психолого педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ЗПР образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» и образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкально художественной деятельности воспитанников группы для детей с ЗПР. - составляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» образовательной программы МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР. 5.7Учитель-логопед: - взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам реализации адаптированной основной образовательной программы МБДОУ. -проводит коррекционную работу по устранению речевых нарушений воспитанников группы для детей с ЗПР (при наличии условий). 5.8П омощ ник воспитателя (младший воспитатель): - участвует в проведении с воспитанниками группы для детей с ЗПР с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей: • процесса организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно музыкальной, продуктивной, чтения; • занятий, организуемых воспитателем; • образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; • самостоятельной деятельности детей. - создает условия для социальной и трудовой адаптации воспитанников группы для детей с ЗПР; - организует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы для детей с ЗПР их работу по самообслуживанию, оказывает им необходимую помощь; - участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников группы для детей с ЗПР. 5.9И нструктор по физической культуре: - планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению воспитанниками группы для детей с ЗПР образовательной области «Физическая культура». - совместно с воспитателем группы проводит для детей с ЗПР занятия по физической культуре. - во время проведения занятий по физической культуре регулирует физическую нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы для детей с ЗПР. - проводит совместно с воспитателями мониторинг усвоения воспитанниками группы для детей с ЗПР содержания образовательной области «Физическая культура». - взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. - ведет необходимую документацию по планированию содержания психолого педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ЗПР образовательной области «Физическая культура». - составляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной области «Физическая культура» основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ воспитанниками группы для детей с ЗПР. 5.10 Заведую щ ий М Б Д О У : - обеспечивает условия направленные: • на коррекцию психофизического развития воспитанников и достижения ими уровня психофизического развития, соответствующего возрастной норме; • на профилактику вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих ЗПР; • на интеграцию коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими ЗПР, их социальную адаптацию. - обеспечивает комплектование группы для детей с ЗПР: • регистрирует детей, имеющих ЗПР в «Журнале учета детей для зачисления в группу для детей с ЗПР». Ведет журнал в соответствии с требованиями по делопроизводству; • утверждает приказом по МБДОУ список детей группы ЗПР. - осуществляет контроль за работой группы для детей с ЗПР. 5.11 С тарш ий воспитатель: - планирует, координирует взаимодействие педагогических работников МБДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. - обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников МБДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ЗПР в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. - обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников МБДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим ОВЗ. - организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группы для детей с ЗПР содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, результатов коррекционной работы. - контролирует: • применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в психофизическом развитии детей; • соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки; • планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; • планирование коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; • динамику устранения ЗПР у воспитанников группы для детей с ЗПР. 6. М атериально-техническое н финансовое обеспечение. 6.1. Для работы в группе для детей с ЗПР в штатное расписание вводятся должности специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога- психолога из расчета по 1 единице на каждую группу для детей с ЗПР. 6.2. На должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование в области дефектологии. 6.3. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» 6.4. На должность воспитателя групп для детей с ЗПР назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование, прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 6.5. Кабинет учителя-дефектолога размещается в помещении МБДОУ, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивается специальным оборудованием. 6.6. Недельная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов, из которых 16 часов отводится на коррекционную работу с детьми, а 4 часа - на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическими работниками МБДОУ и родителями. 6.7. Права и обязанности педагогического персонала группы определяются правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ и должностными обязанностями. 6.8. Оплата труда учителя-логопеда и учителя-дефектолога МБДОУ осуществляется в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями). 6.9Учителю-логопеду и учителю-дефектологу МБДОУ повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии. 6.10.Воспитателям, работающим в группе для детей с ЗПР дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими ЗПР. 6.11 Педагогическим работникам МБДОУ, работающим с детьми с ЗПР, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в группах для детей с ЗПР. 6.12 Педагогическим работникам МБДОУ, работающим с детьми с отклонениями в развитии предоставляется отпуск 56 дней (Постановление РФ от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках) 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ П О Л О Ж Е Н И Я 7.1 Настоящее положение вступает в силу с момента его принятия педагогическим советом и утверждения Приказом заведующего МБДОУ. 7.2. Все изменения в настоящее положение вносятся письменно, после одобрения педагогического совета МБДОУ. 7.3. Настоящее положение действует до его замены или отмены