Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г. Азова Аннотация к рабочей программе группы № 6 старшего возраста возраста МБДОУ. Воспитатели группы Кулагина В.Б Касьянова С.П. К раткая презентация рабочей п рограм м ы старш ей группы № 6 М БД О У № 30 г. А зова П рограм м а ори ен ти рован а на детей в возрасте от 5 до 6 лет о б разовательн ы х отнош ений Р абочая п рограм м а разработан а в соответствии с Ф ГО С дош кол ьн ого об разования, Ф едеральной об разовательн ой программ ой д ош кольн ого образования (далее Ф О П Д О ) и с учетом О бразовательной програм м ы М БД О У № 30. Н орм ативно-правовой основой н орм ати вн о-п равовы е документы : для разработки П рограм м ы являю тся следую щ ие У каз П резидента Российской Ф едерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальны х целях и стратегически х задачах развития Р оссийской Ф едерации на период до 2024 года»; У каз П резидента Российской Ф едерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальны х целях развития Российской Ф едерации на период до 2030 года»; У каз П резидента Российской Ф едерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверж дении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционны х российских д уховно-нравственны х ценностей» Ф едеральны й закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Р оссийской Ф едерации»; Ф едеральны й закон от 31 ию ля 2020 г. № 304-Ф 3 «О внесении изм енений в Ф едеральны й закон «Об образовании в Российской Ф едерации» по вопросам воспитания обучаю щ ихся» Ф едеральны й закон от 24 сентября 2022 г. № 371-Ф З «О внесении изм енений в Ф едеральны й закон «Об образовании в Российской Ф едерации» и статью 1 Ф едерального закона «О б обязательны х требованиях в Российской Ф едерации» распоряж ение П равительства Р оссийской Ф едерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «О б утверж дении С тратегии развития воспитани я в Российской Ф едерации на п ериод до 2025 года»; ф едеральны й государственны й образовательны й стандарт д ош кольного об разован и я (утверж ден приказом М инобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в М иню сте России 14 ноября 2013 г., регистрационны й № 30384; в редакции при каза М инпросвещ ения России от 8 ноября 202^ г. № 955, зарегистрировано в М иню сте России 6 ф евраля 2023 г.. регистрационны й № 72264); ф едеральная образовательная програм м а д ош кольного образования (утверж дена п риказом М инпросвещ ения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в М иню сте России 28 декабря П орядок организации и осущ ествления об разовательной деятельности по основны м общ еобразовательны м програм м ам - образовательны м програм м ам дош кол ьн ого об разован и я (утверж дена приказом М инпросвещ ения России от 31 ию ля 2020 года № 373, зарегистрировано в М иню сте России 31 августа 2020 г., регистрационны й № 59599); 1 С анитарны е правила СП 2.4.3648-20 «С ан и тарн о-эп и д ем и ологи ч ески е треб ования к организациям воспитания и обучения, отд ы ха и оздоровления детей и м олодёж и (утверж дены постановлением Главного государственного сан и тарн ого врача Российской Ф едерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в М иню сте России 18 декабря 2020 г., регистрационны й № 61573); У став М БД О У ; П рограм м а развития М БДО У . 2 П рограм м а отвечает образовательном у запросу социум а, обеспечивает разви ти е личности детей старш его дош кольного возраста в различны х видах общ ения и деятельн ости с учетом их возрастны х, индивидуальны х, психологических и ф изиологи ческих особенностей, в том числе д ости ж ен и е детьм и дош кольного возраста уровня развития, необходим ого и достаточ н ого для успеш ного освоения ими об разовательны х програм м н ачального общ его образования, на основе и н д ивид уального подхода к детям старш его д ош кол ьн ого возраста и специф ичны х для детей д ош кол ьн ого возраста видов деятельности. П рограм м а состоит из обязательной части и части, ф орм ируем ой участникам и об разовател ьн ы х отнош ений. Обе части являю тся взаим одополняю щ им и и н еоб ходи м ы м и с точки зрения реализации требований Ф ГО С ДО. О бязательная часть П рограм м ы соответствует ФОП Д О и обеспечивает: - воспитани е и развитие реб ен ка д ош кол ьн ого возраста как граж данина Российской Ф едерации, ф орм ирование основ его граж данской и культурной ид ентичности на доступном его возрасту содерж ании доступны м и средствам и; - создание единого ядра содерж ания д ош кол ьн ого образования (далее - Д О ), ори ен ти рован н ого на приобщ ение детей к духовно-нравственны м и социокультурны м ценностям российского народа, воспитание подрастаю щ его поколения как знаю щ его и уваж аю щ его историю и культуру своей сем ьи, б ольш ой и малой Родины; - создание единого ф едерального об разовател ьн ого пространства воспитани я и обучения детей от рож дения до поступления в начальную ш колу, об еспечиваю щ его ребенку и его родителям (законны м представителям ), равны е, качественны е условия Д О , вне зависим ости от м еста и региона прож ивания. В части, ф орм ируем ой участникам и об разовательн ы х отнош ений, п редставлены вы б ран н ы е участникам и об разовательны х отн ош ен и й програм м ы , направленны е на развитие детей в образовательны х областях, видах деятельн ости и культурны х практиках (парциальны е об разовател ьн ы е програм м ы ), отобранны е с учетом приоритетны х направлений, клим атических особенностей, а такж е для обеспечения коррекции наруш ений развития и ори ен ти рован н ы е на потреб н ость детей и их родителей: О бъем обязательной части П рограм м ы составляет не м енее 60% от ее общ его объем а; части, ф орм ируем ой участникам и об разовательн ы х отнош ений, не более 40% . П рограм м а представляет собой уч еб н о-м етод и ч ескую д окум ентаци ю , в составе которой: - рабочая програм м а воспитания, реж им и распорядок дня старш ей группы . календарны й план воспитательной работы , парциальны е програм м ы : https d i s k .ya n d c x . i g cl \ е \ \ y N v d 3 y r i u g В соответствии с требованиям и Ф ГО С сод ерж ательны й и организационны й разделы . ДО в П рограм м е содерж и тся целевой, В целевом разделе П рограм м ы п ред ставлен ы цели, задачи, принципы и подходы к ее ф орм ированию ; планируем ы е результаты освоения П рограм м ы в старш ем дош кольн ом возрасте, а такж е на этапе заверш ения освоения П рограм м ы ; характеристики особенностей развития детей 5 - 6 лет, подходы к педагогической д и агн ости ке планируем ы х результатов. С одер ж ател ьн ы й раздел П рограм м ы вклю чает описание: - задач и содерж ания образовательной д еятельн ости по каж дой из об разовательн ы х областей (социально-ком м уникативное, п озн авательн ое, речевое, худ ож ествен н о-эстети ческое, ф изическое развитие) в соответствии с ф едеральной програм м ой и с учетом используем ы х м етоди чески х пособий, обеспечиваю щ их реали зац и ю данного содерж ания. - вариативны х форм, способов, м етодов и средств реализации Ф едеральной п рограм м ы с учетом возрастны х и индивидуальны х особ ен н остей воспитанн иков, специф ики их об разовател ьн ы х потребностей и интересов; - особенностей образовательной деятельности разны х видов и культурны х практик; - способов поддерж ки детской инициативы ; - особенностей взаим одействия педагогического коллектива с сем ьям и обучаю щ ихся; - образовательной деятельности по проф есси он альн ой коррекции наруш ений развития детей. С одерж ательны й раздел вклю чает рабочую програм м у воспитания, которая раскры вает задачи и направления воспитательной работы , п ред усм атри вает приобщ ение детей к российским трад и ц и он н ы м духовны м ценностям , вклю чая культурны е ценности своей этнической группы , правилам и норм ам поведения в российском общ естве. О р ган и зац и он н ы й раздел П рограм м ы вклю чает описание: - п си холого-педагогических и кадровы х условий реализации П рограм м ы ; организации развиваю щ ей п ред м етн о-п ростран ствен н ой среды (далее - РП П С ); м атериально-техническое обеспечени е П рограм м ы ; обеспеченн ость м етодическим и м атериалам и и средствам и обучения и воспитания. В разделе представлены режим и расп орядок дня, календарны й план воспитательной работы . Ц ель П рограм м ы - разностороннее развитие реб ён ка в период д ош кольного д етства с учётом возрастны х и индивидуальны х особенностей на осн овед уховн о-н равствен н ы х цен н остей российского народа, истори ч ески х и н ационально-культурны х традиций. Ц ели П рограм м ы достигаю тся через реш ение следую щ их задач обеспечени е едины х для Российской Ф едерации содерж ания Д О и планируем ы х результатов освоения об разовательной програм м ы ДО ; при об щ ен и е детей (в соответствии с возрастны м и особенностям и) к базовы м ценностям росси й ского народа - ж изнь, достоинство, п рава и свободы человека, патриотизм , граж д ан ствен н ость, вы сокие нравственны е идеалы , крепкая сем ья, созидательны й труд, п ри ори тет д уховного над м атериальны м , гум анизм , м илосердие, справедливость, коллекти ви зм , взаим опом ощ ь и взаим оуваж ение, историческая пам ять и преем ственность п околений, единство народов России; созд ан и е условий для ф орм ирования ценностного отн ош ен и я к окруж аю щ ем у миру, стан овл ен и я оп ы та действий и поступков на основе осм ы сления ценностей; построен и е (структурирование) содерж ания об разовательн ой деятельности на основе учёта возрастн ы х и индивидуальны х особенностей развития; 4 - созд ан и е условий для равного доступа к об разован и ю для всех детей д ош кольного возраста с учётом разн ооб рази я образовательны х потребностей и индивидуальны х возм ож ностей; - охрана и укрепление ф изического и психического здоровья детей, в т.ч. их эм оционального благополучия; - о б есп еч ен и е развития ф изических, ли чн остн ы х, нравственны х качеств и основ патриотизм а, интеллектуальны х и худ ож ествен н о-творчески х способностей ребёнка, его иниц и ати вн ости , сам остоятельности и ответственности; - об есп еч ен и е психолого-педагогической поддерж ки сем ьи и повы ш ение ком петентности родителей (законны х представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, об еспечени я их безопасности; - дости ж ен и е детьм и на этапе заверш ения Д О уровня развития, необходим ого и достаточ н ого для успеш ного освоения ими образовательны х програм м н ачального общ его образования. О сновны м и задачам и, части ф орм ируем ой участн и кам и образовательны х отнош ений являю тся: В области образования расш ирение и углубление знаний воспитанн иков по краеведени ю . о достоп ри м еч ател ьн остях города, социальны м навы кам ; развитие интеллекта ребенка, ф орм и рован и е н аглядно-образного м ы ш ления, повы ш ение качеств духовно-нравственного, п атриотического воспитания п од растаю щ его поколения; - знаком ство с проблем ам и экологии в Ростовской области и охраны природы , охраны пам ятников истории, культуры. В области воспитания: - ф орм ирование духовно-нравственного отнош ения и чувства сопричастности к родном у дом у сем ье, д етском у саду, городу; -ф орм ирование духовно-нравственного культурном у наследию своего народа; отнош ения и чувства сопричастности к -ф орм ирование духовно-нравственного отнош ения к природе родного края и чувства соп ри частн ости к ней; -восп и тан и е лю бви, уваж ения к своей нации, поним ания своих национальны х особенностей, чувства собственного д остои н ства, как представителя своего народа, и тол еран тн ого отнош ения к представителям д руги х национальностей (сверстникам и их родителям , соседям и другим лю дям .) 5 Задачи и содерж ан и е образования по обр азов ател ь н ы м областям В каж дой образовательной области сф орм улированы задачи, содерж ание об разовательной деятельн ости , предусм отренное для освоения в старш ей возрастной группе, а такж е результаты , которы е м огут бы ть д остигнуты детьм и при ц еленаправленной систем ати ческой работе с ними. П ланируем ы е результаты реализации П рограм м ы К ш ести годам: • ребенок дем онстрирует ярко вы раж енную потребность в д вигательной активности, п роявляет интерес к новым и знаком ы м ф изическим упраж нениям , пеш им прогулкам , п оказы вает избирательность и инициативу при вы полнении упраж нений, им еет п редставления о некоторы х видах спорта, туризм е, как ф орм е акти вн ого отды ха; • ребёнок проявляет осознанность во время занятий ф изической культурой, д ем он стри рует вы носливость, бы строту, силу, гибкость, ловкость, координацию , вы полняет уп раж нения в заданном ритм е и тем пе, способен проявить творчество при составлении н еслож ны х ком бинаций из знаком ы х упраж нений; • ребёнок проявляет доступны й возрасту сам оконтроль, способен привлечь вним ание д руги х детей и организовать знаком ую подвиж ную игру; • ребёнок проявляет духовн о-н равствен н ы е качества и основы п атри оти зм а в процессе ознаком ления с видами спорта и д остиж ениям и российских спортсм енов; • ребёнок владеет основны м и способам и укрепления здоровья (закаливание, утренняя гим настика, соблю дение личной гигиены , б езоп асн ое поведение и другие); м отивирован на сб ереж ен и е и укрепление собственного здоровья и здоровья окруж аю щ их; • ребёнок настроен полож ительно по о тн ош ен и ю к окруж аю щ им , охотно вступает в общ ение со взрослы м и и сверстникам и, п роявляет сд ерж ан н ость по отнош ению к незнаком ы м лю дям , при общ ении со взрослы м и и сверстникам и ориентируется на общ еп ри н яты е норм ы и прави л а культуры поведения, проявляет в поведении уваж ение и привязанность к родителям (законны м представителям ), дем онстрирует уваж ен и е к педагогам , интересуется ж и зн ью семьи иМ БД О У ; • ребёнок способен различать разны е эм оц и он альн ы е состояния взрослы х и сверстников, уч и ты вает их,в своем поведении, откликается на просьбу пом очь, в оценке поступков опирается на н равственны е представления; • ребёнок проявляет активность в стрем лении к познанию разны х видов труд а и проф ессий, береж но относится к предм етном у м иру как результату труда взрослы х, стрем ится у частвовать в труде взрослы х, сам остоятелен, инициативен в сам ообслуж ивании, участвует со сверстникам и в разны х видах повседневного и ручного труда; • ребёнок владеет представлениям и о безопасном поведении, соб лю д ает п равила безоп асн ого поведения в разны х видах д еятельн ости , д ем онстрирует ум ения правильно и б езоп асн о пользоваться под присм отром взрослого бы товы м и предм етам и и приборам и, б езоп асн ого общ ения с незнаком ы м и ж ивотны м и, владеет основны м и правилам и б езопасного поведения на улице; • ребёнок регулирует свою активность в деятельн ости , ум еет соблю дать оч еред н ость и учиты вать права других лю дей, проявляет и н ициативу в общ ении и д еятельн ости , задает вопросы различной направленности, слуш ает и поним ает взрослого, действует по п равилу или образцу в разны х видах деятельности, способен к произвольны м действиям ; • ребёнок проявляет инициативу и сам остоятел ьн ость в процессе придум ы вания загадок, сказок, рассказов, владеет первичны м и прием ам и аргум ентации и доказательства, б дем он стри рует богаты й словарны й запас, безош и боч н о пользуется обобщ аю щ им и словам и и п он ятиям и, сам остоятельно пересказы вает рассказы и сказки, проявляет избирательное о тн ош ен и е к произведениям определенной тем атики и ж анра; • ребёнок испы ты вает познавательны й интерес к собы тиям , находящ им ся за рамкам и ли чн ого опы та, ф антазирует, п редлагает пути реш ения проблем , им еет п редставления о соц и альн ом , предм етном и природном м ире; ребёнок устанавливает законом ерности п ричинноследственного характера, п ри вод и т л огические вы сказы вания; проявляет лю б озн ательн ость; • ребёнок использует м атем атические знания, способы и средства для познания окруж аю щ его мира; способен к произвольны м ум ственны м действиям ; логическим операциям анализа, сравнения, обобщ ения, систем ати зац и и , классиф икации и другим , оперируя предм етам и разны м и по величине, ф орм е, количеству; владеет счетом , ори ен ти ровкой в п ространстве и врем ени; • ребёнок знает о циф ровы х средствах познания окруж аю щ ей дей стви тельн ости , использует некоторы е из них, п ридерж иваясь правил безопасного обращ ения с ними; • ребёнок проявляет познавательны й интерес к населенном у пункту, в котором ж ивет, знает н екоторы е сведения о его д о стоп ри м еч ател ьн остях, собы тиях городской и сельской ж изни; зн ает название своей страны , её государственны е сим волы ; • ребёнок имеет представление о ж ивой природе разны х регионов России, м ож ет кл асси ф и ц и ровать объекты по разны м признакам ; им еет п редставление об особенностях и п отреб ностях ж ивого организм а, изм енениях в ж изни природы в разны е сезоны года, соблю дает правила поведения в природе, ухаж ивает за растен и ям и и ж ивотны м и, береж но относится к ним; • ребёнок проявляет интерес и (или) с ж еланием заним ается м узы кальной, и зобразительной, театрализованной д еятельн остью ; различает виды , ж анры , ф орм ы в м узы ке, изобразительном и театральном искусстве; п роявляет м узы кальны е и худ ож ествен н отворчески е способности; • ребёнок приним ает активное участие в праздничны х програм м ах и их подготовке; взаим одействует со всеми участникам и культурн о-д осуговы х м ероприятий; • ребёнок сам остоятельно определяет зам ы сел рисунка, аппликации, лепки, постройки, созд ает образы и ком позиционны е изображ ения, интегрируя освоенны е техники и средства вы разительности, использует разнообразны е м атериалы ; • ребёнок согласовы вает свои интересы с интересам и партнеров в игровой д еятельн ости , ум еет предлож ить и объяснить зам ы сел игры , ком би нировать сю ж еты на основе разны х соб ы ти й , создавать игровы е образы , управлять персонаж ам и в реж иссерской игре; • ребёнок проявляет интерес к игровом у эксперим ентированию , развиваю щ им и п ознавательны м играм, в играх с готовы м содерж анием и правилам и д ей ствует в точном соответствии с игровой задачей и правилам и. Деятельность педагогического коллектива МБДОУ по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям: 1) диагностико-аналитическое направление вклю чает получение и анализ данны х о семье каж дого обучаю щ егося, её запросах в отнош ении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической ком петентности родителей (законны х представителей); а такж е план и рован и е работы с семьей с учётом р езул ьтатов проведенного анализа; согласование восп и тательн ы х задач; 2) просветительское направление п р ед п олагает просвещ ение родителей (законны х представителей) по вопросам особенностей п сихоф изиологического и п сихического развития 7 детей старш его дош кольного возраста; вы бора эф ф ективны х м етодов обучения и воспитания детей; озн аком лен и е с актуальной инф орм ацией о государственной политике в области Д О , вклю чая инф орм ирование о м ерах господдерж ки сем ьям с детьм и дош кол ьн ого возраста; инф орм ировани е об особенностях реализуем ой образовательной програм м ы ; условиях пребы вания ребёнка в группе; содерж ании и м етодах об разовательной работы с детьм и; 3) консультационное направление об ъед и н яет в себе консультирование родителей (законны х представителей) по вопросам их взаим одействия с ребёнком , преодоления возни каю щ их проблем воспитания и обучения детей, в том числе с О О П в условиях сем ьи; особенностей поведения и взаим одействия р еб ён ка со сверстникам и и педагогом ; возникаю щ их проблем ны х ситуациях; способам воспитани я и построения продуктивного взаим одействия с детьм и; способам организации и участия в д етски х д еятельн остях, образовательном процессе и другом у. С овм естная образовательная д еятельн ость педагогов и родителей (законны х представителей) обучаю щ ихся предполагает сотрудничество в реализации некоторы х образовательны х задач, вопросах организации РП П С и образовательны х м ероприятий; поддерж ку образовательны х инициатив родителей (законны х представителей) д етей: разработку и реализацию образовательны х проектов совм естно с семьей. О собое вним ание в просветительской д еятельн ости педагогов уделяется п овы ш ению уровня ком петентности родителей (законны х п редставителей) в вопросах здоровьесбереж ения ребёнка. Н аправления деятельности педагога реализую тся в разны х ф ормах (групповы х и (или) инд и ви д уальн ы х) посредством различны х м етодов, прием ов и способов взаи м од ей стви я с родителям и (законны м и представителям и): 1) диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы , соц и ологи чески е срезы , индивидуальны е блокноты , «почтовы й ящ ик», педагогические беседы с родителям и (закон н ы м и представителям и); дни (недели) откры ты х дверей, откры ты е просм отры занятий и д ругих видов деятельности детей и так далее; 2) п росветительское и консультационное направления реализую тся через групповы е род и тел ьски е собрания, конф еренции, круглы е столы , сем инары - практикум ы , тренинги и ролевы е игры , консультации, педагогические гостины е, родительские клубы и д ругое; ин ф орм ац и он н ы е проспекты , стенды , ш ирм ы , папки- передвиж ки для родителей (законны х п редставителей); ф отограф ии, вы ставки детских работ, совм естны х работ родителей (законны х представителей) и детей. В клю чаю т такж е и д осуговую ф орм у - совм естны е праздники и вечера, сем ейны е спортивны е и тем атические м ероприятия, тем атические досуги, знаком ство с сем ей н ы м и традициям и и другое.