ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Психолого-педагогические условия реализации
ФГОС ДО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования особое внимание уделяется психолого — педагогическим
условиям.
Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения
педагогического процесса в МБДОУ, выступает создание условий, направленных на
полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального
благополучия.
Программа МБДОУ № 30 г. Азова предполагает создание следующих
психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
1. Личностно-порождающее
взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в
которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера,
средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых
знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность
педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть
сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как
важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей
образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и
сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность
репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей
субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению
культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой
деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности.
6. Участие семьи как
необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное
развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей,
в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка,
а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее
создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по
Программе.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе
освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику
каждой образовательной области. Повышению качества образовательной работы с
детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда,
создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая
варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и
поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и
рационального использования помещений — как групповых комнат, так и помещений
ДОУ в целом.
Все сотрудники создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе,
что способствует установлению доверительных отношений с детьми:
— общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, ласково;
— поддерживают доброжелательные отношения между детьми;
— голос взрослого не доминирует над голосами детей, в группе
наблюдается естественный шум;
— взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые
обижают, пугают или унижают детей;
— в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на
одном уровне»;
— учитывают потребность детей в поддержке взрослых;
-чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и
индивидуальные особенности;
— уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями;
— при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем
порицанием и запрещением.
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
осуществляется педагогом – психологом.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья созданы необходимые условия для
диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических
подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий,
в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а
также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
При реализации основной образовательной программы допускается проведение
оценки индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим
работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития
детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей),
которую проводят квалифицированные специалисты (педагог-психолог, учителя —
логопеды).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия
его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения
задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции
развития детей.
Наполняемость группы определяется с учетом возраста детей, их состояния
здоровья, специфики Программы.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
— непосредственное общение с каждым ребенком;
— уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
— недирективную помощь детям;
— поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
— создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,
в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе
ограниченные) возможности здоровья;
— развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
— развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной
деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
— создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
— организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
— поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства;
— оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В целях эффективной реализации основной образовательной программы созданы
условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в
том числе их дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей
(законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в
том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации
Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с
нарушениями речи.
Коррекционно-развивающее направление образовательного процесса в МБДОУ № 30
г. Азова представлено двумя направлениями: логопедическая коррекция и
коррекционно-развивающая работа педагога-психолога.
Содержание образовательного процесса в группах компенсирующей
направленности определяется следующими программами:
1. «Примерная
адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе
компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – 3-е изд., перераб. И доп. В соответствии с
ФГОС ДО. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240с.
2. Комплексная программа
дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М.
А. Васильевой, Т. С. Комаровой – Москва, «Мозаика – синтез»,
2014 г.
Цель: формирование и развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Задачи:
· Практическое усвоение
детьми лексических и грамматических средств языка.
· Совершенствование и
развитие имеющейся у детей разговорной речи.
· Формирование
правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношение, слоговой структуры слов, фонематического восприятия.
· Подготовка к освоению
грамоты.
Основные направления коррекционно-развивающей деятельности.
1. Диагностика речевых
нарушений и особенностей интеллектуального развития ребенка.
· Ежегодное обследование
речи детей 5—6 лет (по плану) и обследование речи детей 3-5лет (по запросу
родителей) с целью оказания своевременной логопедической помощи ребенку,
имеющему речевые нарушения.
· Анализ медицинского и
педагогического анамнеза, заключений врачей, результатов диагностики,
проводимой психологами и педагогами.
· Обследование детей с
нарушениями речи в условиях ППк.
· Динамическое
наблюдение за ребенком с речевыми проблемами в процессе коррекционного обучения
и воспитания.
2. Организация
коррекционно-логопедической коррекционно-развивающей работы.
· Комплектование
подгрупп для коррекционно – развивающей деятельности.
· Оформление
документации.
· Составление планов
коррекционно-развивающей работы.
· Создание
коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда и педагога-психолога
3. Коррекционно-педагогическая
деятельность.
· Ведение логопедической
работы по формированию, развитию всех компонентов речевой деятельности.
· Предупреждение
вторичных отклонений, обусловленных первичными речевыми нарушениями.
· Развитие когнитивных
функций и произвольной сферы дошкольников
4. Профилактическая и
консультативная работа.
· Предупреждение
нарушений речи у дошкольников: выявление факторов риска в развитии речи, охрана
нервно-психического здоровья и т.д.
· Оказание
консультативной помощи родителям, дети которых имеют проблемы в развитии речи.
· Методическая помощь
педагогам ДОУ по вопросам профилактики речевых нарушений, коррекции речи.
5. Повышение
профессионального мастерства участников коррекционно-педагогического процесса.
· Самообразование по
вопросам оптимизации методов и содержания коррекционно-развивающей работы.
· Участие в работе
методических объединений.
· Своевременное
прохождение аттестации с целью повышения уровня квалификации,
профессионализма.
· Разработка и
совершенствование педагогических, коррекционных и диагностических методик.
· Участие в выставках,
семинарах, конференциях по проблемам коррекции психофизических недостатков
детей.
6. Анализ результатов
коррекционно-педагогической работы.
· Изучение выводов и
рекомендаций ППк .
· Составление индивидуальных
коррекционных планов на каждого ребенка.
· Внедрение новых
технологий, вариативных форм оказания коррекционно-логопедической помощи.
· Взаимодействие учителя
— логопеда, воспитателей, психолога и других профильных специалистов по преодолению
отставаний в речевом и психофизическом развитии детей.
· Привлечение родителей
к участию в коррекционной работе с детьми с целью закрепления умений и навыков,
полученных ими на логопедических занятиях.
· Участие в работе
психолого-педагогического консилиума МБДОУ.
· Подведение итогов
логопедической работы за год на педагогическом совете.
· Информирование
родителей о результатах коррекционной работы по формированию правильной речи у
детей.