ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание уделяется психолого — педагогическим условиям.

Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в МБДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия.

Программа МБДОУ № 30 г. Азова предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

1.     Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2.     Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3.     Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4.     Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5.     Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6.     Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7.     Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений — как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом.

Все сотрудники создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми:

— общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, ласково;

— поддерживают доброжелательные отношения между детьми;

 — голос взрослого не доминирует над голосами детей, в группе наблюдается естественный шум;

— взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей;

 — в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на одном уровне»;

 — учитывают потребность детей в поддержке взрослых;

-чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности;

— уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями;

— при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется педагогом – психологом. 

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации основной образовательной программы допускается проведение оценки индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагог-психолог, учителя — логопеды).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Наполняемость группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

— непосредственное общение с каждым ребенком;

— уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

— недирективную помощь детям;

— поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

— создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

— развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

— развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

— создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

— организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

— поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

— оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.Хочу такой сайт

В целях эффективной реализации основной образовательной программы созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.

Коррекционно-развивающее направление образовательного процесса в МБДОУ № 30 г. Азова представлено двумя направлениями: логопедическая коррекция и коррекционно-развивающая работа педагога-психолога.

Содержание образовательного процесса в группах компенсирующей направленности определяется следующими программами:

1.     «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – 3-е изд., перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240с.

2.     Комплексная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой – Москва, «Мозаика – синтез», 2014 г.

  Цель: формирование и развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

     Задачи:

· Практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка.

· Совершенствование и развитие имеющейся у детей разговорной речи.

· Формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры слов, фонематического восприятия.

· Подготовка к освоению грамоты.

Основные направления коррекционно-развивающей деятельности.

1.     Диагностика речевых нарушений и особенностей интеллектуального развития ребенка.

· Ежегодное обследование речи детей 5—6 лет (по плану) и обследование речи детей 3-5лет (по запросу родителей) с целью оказания своевременной логопедической помощи ребенку, имеющему речевые нарушения.

· Анализ медицинского и педагогического анамнеза, заключений врачей, результатов диагностики, проводимой психологами и педагогами.

· Обследование детей с нарушениями речи в условиях ППк.

· Динамическое наблюдение за ребенком с речевыми проблемами в процессе коррекционного обучения и воспитания.

2.     Организация коррекционно-логопедической  коррекционно-развивающей работы.

· Комплектование подгрупп для коррекционно – развивающей деятельности.

· Оформление документации.

· Составление планов коррекционно-развивающей работы.

· Создание   коррекционно-развивающей среды в  кабинете логопеда и педагога-психолога

3.     Коррекционно-педагогическая деятельность.

· Ведение логопедической работы по формированию, развитию всех компонентов речевой деятельности.

· Предупреждение вторичных отклонений, обусловленных первичными речевыми нарушениями.

· Развитие когнитивных функций и произвольной сферы дошкольников

4.     Профилактическая и консультативная работа.

· Предупреждение нарушений речи у дошкольников: выявление факторов риска в развитии речи, охрана нервно-психического здоровья и т.д.

· Оказание консультативной помощи родителям, дети которых имеют проблемы в развитии речи.

· Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам профилактики речевых нарушений, коррекции речи.

5.     Повышение профессионального мастерства участников коррекционно-педагогического процесса.

· Самообразование по вопросам оптимизации методов и содержания коррекционно-развивающей работы.

· Участие в работе методических объединений.

· Своевременное прохождение аттестации с целью повышения уровня   квалификации, профессионализма.

· Разработка и совершенствование педагогических, коррекционных и диагностических методик.

· Участие в выставках, семинарах, конференциях по проблемам коррекции психофизических недостатков детей.

6.     Анализ результатов коррекционно-педагогической работы.

· Изучение выводов и рекомендаций ППк .

· Составление индивидуальных коррекционных планов на каждого ребенка.

· Внедрение новых технологий, вариативных форм оказания коррекционно-логопедической помощи.

· Взаимодействие учителя — логопеда, воспитателей, психолога и других профильных специалистов по преодолению отставаний в речевом и психофизическом развитии детей.

· Привлечение родителей к участию в коррекционной работе с детьми с целью закрепления умений и навыков, полученных ими на логопедических занятиях.

· Участие в работе психолого-педагогического консилиума МБДОУ.

· Подведение итогов логопедической работы за год на педагогическом совете.

· Информирование родителей о результатах коррекционной работы по формированию правильной речи у детей.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».