Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г. Азова Аннотация к Рабочей программе подготовительной группы №11 (для детей 6-7 лет) на 2023 -2024 учебный год. Составили: Чернополова Олеся Андреевна, Штефан Валентина Владимировна, МБДОУ №30 г.Азова Рабочая программа - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 30 (название организации) (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее - ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее - ФОП ДО). Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» ‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в 1 Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); Устав МБДОУ №30 г.Азова С учётом социального заказа семьи, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Обучение и воспитание детей в Детском саде ведётся на государственном языке Российской Федерации – русском. Для освоения Программы дети могут поступать в МБДОУ в течение всего календарного года с учётом жизненной ситуации. Программа рассчитана на один учебный год . Режим работы МБДОУ – по пятидневной рабочей неделе. Группа общеразвивающей направленности функционирует в режиме: полного рабочего дня (12 – часовое пребывание детей с 07.00 – 19.00 часов, исключая выходные и праздничные дни). Режим работы МБДОУ установлен в соответствии с потребностью семьи, объёмом решаемых задач образовательной деятельности, возможностей бюджетного финансирования – пятидневная рабочая неделя, выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни. РП состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть РП соответствует ФОП ДО и обеспечивает: Воспитание и развитие ребёнка подготовительной к школе группы как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами; Создании единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей подготовительной к школе группы к духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей подготовительной к школе группы в начальную школу, обеспечивающего ребёнку и его 2 родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учётом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития иориентированные на потребность детей и их родителей. Парциальные образовательные программы: Программа по приобщению дошкольников к культуре и традициям донского края «В краю тихого Дона» Е.В. Галактионова, В.Н.Каплина, О.Ю. Муравьёва; Программа «Приключения Светофора» Программой «Юный эколог» С.Н.Николаева; Примерной парционной образовательной программой дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»; Программа по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Мы вместе» Парциальная программа детей младшего дошкольного возрастаЛыковой И.А «Цветные ладошки» Общая цель проектов – совершенствование условий для овладения детьми основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской в течении всего времениприбывания детей в группе. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, направлены на обеспечение достижения качества образовательной деятельности. Объём обязательной части программы составляет не менее 60% от ее общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в РП содержится целевой, содержательный и организационный разделы, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. В целевом разделе РП представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в дошкольном возрасте; характеристики особенностей развития детей дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов. Содержательный раздел РП включает описание: Задачи содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для подготовительной к школе группе (социально-коммуникативное, познавательное,речевое,художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учётом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. 3 Вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Способов и направления поддержки детской инициативы. Особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Направлений и задач коррекционно-развивающей работы. Программы воспитания МБДОУ №30 Комплексно-тематического планирования по пяти образовательным областям и сложившиеся традиции ДОУ. Содержательный раздел включает Рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. В основе РП лежит философский взгляд на образование ребёнка дошкольного возраста, обращённый к личностно - ориентированной педагогике, ориентированной на ребёнка, который основан на практике обучения, соответствующего развитию детей. Такой подход позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал, в том числе и детей, со специальными потребностями которым требуется применение дополнительных методов, обеспечивающих им условие полноценного обучения и развития, становления и развития личности ребёнка, его самореализации. Содержание образовательного процесса направлено на организацию активной деятельности детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения проблем. Развивающая образовательная среда спроектирована с учётом проектной технологии и выражена в: • Создании центров активности. Ребёнок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая образовательная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества; • Создании условий для осознанного и ответственного выбора. Ребёнок должен стать активным участником образовательного процесса, поэтому он должен иметь возможность (быть поставлен перед необходимостью) делать выбор: видов деятельности, партнёров, материалов и др.. Ребёнок вначале учится делать осознанный выбор, а затем постепенно осознаёт, что несёт ответственность за сделанный выбор. Созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Ежедневно дети могут сделать свой выбор и организовать свою деятельность в созданных в группе центрах активности: математики, литературы, искусства, игры, движения, строительства, познания. Центры наполнены материалами, стимулирующими активность, развитие и доступны детям. В течении всего дня педагоги стимулируют воспитанников к самостоятельному планированию собственной деятельности, к выбору материалов и способ действия, а также партнёров, помогают детям осмысливать и оценить свой выбор и его результаты, поощряют их инициативу и активность. Особое внимание в РП уделено созданию условий для вовлечения семьи в образовательный процесс, уважению и поддержке всех форм участия семей в образовании детей. 4 Одним из психолого-педагогических условий реализации рабочей программы является построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. В программе предусмотрены условия взаимодействия педагогов с семьями: - обеспечение открытости информации о процессе и результатах образования, об образовательной системе (в той мере, в которой это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям) в целом; - обеспечение возможности и поощрение родителей в высказывании своих предложений по вопросам планирования, реализации и оценки результатов образовательной деятельности; - обеспечение возможности беседовать с «глазу на глаз», конфиденциальности сведений, предоставленных родителями. Степень эффективности сотрудничества с семьёй обусловлена: -положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием её целей и личностной заинтересованностью; - совместным планированием, организацией и оценкой результатов образовательного процесса; - свободой выбора участниками деятельности; - позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей. Вовлечение семьи в реализацию задач образования чрезвычайно важно для обогащения познавательной деятельности детей в детском саду и для использования тех интересов ребёнка и того обучения, которое имеет место дома. Система работы с родителями предполагает использование как традиционных, так и инновационных методов взаимодействия. Решение задач РП предусматривает обилие и разнообразие возможностей для совместной деятельности и общения воспитателей и родителей позволяет выработать формы, отвечающие частным интересам и предпочтениям каждой семьи. В организационном разделе РП представлены: Психолого-педагогические условия реализации программы; Особенности реализации развивающей предметно-пространственной среды; Материально-техническое обеспечение рабочей программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; Режим и распорядок дня в группе; Федеральный календарный план воспитательной работы. Все эти условия позволяют достигнуть педагогическому коллективу в партнерском взаимодействии с родителями воспитанников, поставленных в программе целей, задач, планируемых результатов. При соблюдении требований к реализации программы и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы К концу дошкольного возраста: • у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; 5 • ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими; • ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены; • ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности; • ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности; ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности; • ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта; • ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его; • ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям; • ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; • ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку; • ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; • у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью; • ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие); • ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии; • ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу; • ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями; • ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев; • ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национальнокультурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; • ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности; • ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов 6 мира; • ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное; • ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое; • ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней; • ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности; • ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве; • ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности; • ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах; • ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации; • ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре; • ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками; • ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению. 7