Использования игровых технологий в процессе экологического образования дошкольников.

31.10.2023

Совместное исследование С.Н. Николаевой и И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС) – специальная форма использования сюжетно – ролевой игры, насыщенной экологическим содержанием и дидактической целью. Они создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, входящих в природоведческие наблюдения, занятия.

            Выявлены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями.

 Это ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи, различных вариантов сюжета «Путешествие».

           Первый тип ИОС – использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы. Существует огромное разнообразие игрушек-животных и очень ограниченное количество игрушек-растений. Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильного (хотя и по-разному) действовать с живым объектом или предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал,  могут взять в руки рыбку-игрушку и не могут – живую рыбку, которая плавает в аквариуме, что особенно важно для младших дошкольников.

          Построение ИОС с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования (поведения), способу взаимодействия с ним.

Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (растением) фокусирует на себе внимание ребенка, равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий между игрушкой и живым объектом.

Разнообразные ИОС показали, что игрушка-аналог любого привлекательного облика может быть использована в дидактических целях при формировании реалистических представлений о животных у детей разного дошкольного возраста. Важным при этом является способ ее включения в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картинке. Использование игрушки на занятии должно быть в полном соответствии с ее функциональным назначением: игрушка помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.

Образная игрушка может выполнять одновременную дидактическую функцию в эколого-образовательном процессе дошкольного воспитания. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о животных и растениях.

Требования к игрушке в этом случае определяются следующими моментами: она должна быть опознаваема, независимо от материала и формы изготовления; в ней должны просматриваться характерные видеотехнические признаки строения животного или растения главным образом форма отдельных частей объекта, по которой идет узнавание конкретного вида. Игрушка должна быть эстетична – отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка положительные эмоции. Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, детский сад может накапливать подходящие игрушки как раздаточный материал.

           Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Анализ практики проведения в дошкольных учреждениях занятий по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах, специально предпринятый И.А. Комаровой, показал, что воспитатели часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка, Петрушка и др.), чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания. На это указывают многие исследователи (Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая Л.П. Бочкарева, О.К. Зинченко, А.М. Виноградова и др.).

           Выразительность образа куклы Карлсона (сладкоежки, баловника, смелого любителя приключений, летающего, где хочет) позволяет создавать ИОС: он выращивает овес на крыше, рассказывает о птичьих гнездах, выращивает лук.

        С образом Айболита у детей связаны представления о добром враче, который лечит животных и заботится о них.  В рамках игровых действий Айболит может выполнять роль, важную для экологического воспитания детей: он показывает, как надо осматривать обитателей уголка природы, как определять состояние по внешним признакам, определять способы лечения. В зависимости от того, к кому он едет (растениям, животным), в его чемоданчике могут быть настоящие предметы ухода за обитателями уголка природы. Авторитет врача для детей очень велик, поэтому игра, в которой участвует Айболит, производит на них сильное эмоциональное впечатление.

         Колобок как герой знаменитой сказки интересен несколькими моментами: тем, что он катится через лес, встречается с лесными зверями и тем, что он хлебное изделие. Он может не только знакомится с жителями леса, но и научить ребят выпекать булочки.

        Винни – Пух может познакомить малышей с лекарственными растениями.

        Чиполлино может провести опыты с луком, организовать огород на окне, приготовить с детьми винегрет, поиграть с овощами и фруктами.Хочу такой сайт

        Незнайка в играх станет Знайкой: познакомится с комнатными растениями,  многое узнает о временах года и научится их различать.

         Дюймовочка может рассказать о растениях и животных, с которыми связана ее жизнь.

         Красная Шапочка ходит через лес – это ее главная «экологическая» особенность, она может послужить для разработки содержания разных игровых обучающих ситуаций.

         Буратино беседует с детьми о деревьях, знакомит с бумагой.

           Третий этап ИОС – это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (или на Северный полюс)», «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю» и многое другое. Во всех случаях – это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты), присутствующая на занятиях, в наблюдениях, труде. По существу всевозможные путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. в рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, опытного путешественника и т.д., рассказывает и показывает дошкольникам все интересное, ради чего отправились в путь. В ИОС этого типа большую помощь сможет оказать атрибутика в виде самостоятельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. Дети активнее в роли, больше совершают игровых действий. «Оптические прибора», ограничивая объективом пространство образа, создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Кроме того, фотографирование предполагает изготовление «фотографий» - создание детьми рисунков на основе впечатлений.

           Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывание сюжета игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Обучение с использованием ИОС может в ряде случаев входить в рамки отведенного времени – это не опасно, так как хорошее проведение игры, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

          Таким образом, игра, намеренно организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы, может быть использована как метод экологического воспитания. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, которая называется игровой обучающей ситуацией, характеризуют следующие моменты:

- имеет несложный и короткий сюжет, построенный на основе жизненных событий или литературных произведений, которые хорошо зна5комы детям;

- оснащена необходимыми игрушками; под нее организуется пространство и предметная среда;

- в содержании игры заложена дидактическая цель, эколого – воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется решение дидактической задачи.

          Исследователями в области экологического образования детей дошкольного возраста доказано, что  обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе.   Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определённого  живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

          В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение  и желание активно беречь природу, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».