Использование технологий критического мышления в ДОУ
15.04.2024
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время,
с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит
увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс
начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового
способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то
здесь тоже речь идёт о мышлении.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться
позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников,
является технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления является
оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной
технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и,
используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный
поиск.
Структура технологии развития критического мышления
состоит из трёх этапов:
1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению
новых знаний)
Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка
знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
побудить дошкольников к активной работе на занятиях
и дома.
2 фаза – осмысление содержания (получение новой
информации)
Эта стадия позволяет дошкольнику:
получить новую информацию;
осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями.
3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение
к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных
представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Обычно используются следующие методы и приемы:
«Верные – неверные суждения», «Корзина идей», «Таблица Знаю Хочу Умею (ЗХУ)»,
«Синквейн», «Шесть шляп мышления»,«Логические цепочки», «Толстые, тонкие
вопросы», «Ассоциативный куст»,«Прогнозирование»,«Кубик Блума»,«Кластер».
Наиболее используемые в работе с дошкольниками:
«Мозговой штурм»
Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.
При использовании этого приема педагог предлагает
воспитанникам воспользоваться моделью трех вопросов:
ЧТО ЗНАЮ?
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?
КАК УЗНАТЬ?
«Корзина идей»
Этот прием позволяет выяснить все, что знают дети по
обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно
собирается то, что воспитанники знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ребенок вспоминает все, что знает по теме
(индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно
сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
«Ролевая игра»
Применяется педагогом почти на каждом занятии. Цель
этого приема заинтересовать детей, удивить. При этом возникает и действует
эффект неожиданности. Так же этот прием может заключаться в постановке проблем
или в инсценировке. Например, появление неожиданно какого – либо героя, который
предлагает детям решить проблему. Это также может быть небольшая инсценировка с
участием разных видов театра или других игрушек.
Прием «ролевая игра» активизирует внимание детей,
создает интерес детей к данной проблеме и желание решить ее. Воспитывает в
детях доброжелательность, отзывчивость.
«Кубик Блума»
Данный прием используется для графической
организации материала. На гранях кубика дается задание. В группах воспитанники
заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ
учащиеся дают на задание выпавшей грани.
Например: Картинка изображаемого предмета.
Каждая сторона кубика несёт вопрос:
Что это?
На что похоже?
Форма, величина, цвет
Как это делают?
Для чего используют?
За и против (положительное и отрицательное)
«Диаграммы Венна» («Круги сравнения»)
Данный прием используется для конкретизации и
классификации предметов на основе сравнения.
Например, при изучении лексической темы «Животные»:
- Что мы знаем о животных? На какие группы мы их
можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. (Дети прикрепляют
изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным
детьми названиям групп (дикие, домашние)).
- Какие животные могут быть и дикими, и домашними?
Где вы их расположили по кругам сравнения? (Дети называют животных и птиц,
которые расположены в общей части кругов).
- Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему
животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти
животные жить не смогут?
«Кластер»
Кластер пришел к нам из информационных технологий. В
переводе с
английского – скопление, гроздь, пучок,
совокупность, объединение
нескольких однородных элементов, предметов, которые
могут
рассматриваться как самостоятельные единицы,
обладающие определенными
свойствами. «Кластер» помогает детям свободно и
открыто думать поповоду той или иной темы.
«Синквейн»
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах
изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение
без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной
теме. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки
краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.
1 строка – тема произведения, выраженная одним словом
(существительным)
2 строка – описание темы в двух словах
(прилагательных)
3 строка – описание действия тремя словами (обычно
глаголами)
4 строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к
этой теме
5 срока – одно слово, синоним к первому на эмоционально
- образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы
Например, синквейн на слово:
«МАМА»
Добрая, прекрасная
Любит, готовит, воспитывает
Мама – это мой идеал.
Жизнь