Использование технологий критического мышления в ДОУ

15.04.2024

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Структура технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:

1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

Эта стадия позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)

Эта стадия позволяет дошкольнику:

получить новую информацию;

осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями.

3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Обычно используются следующие методы и приемы: «Верные – неверные суждения», «Корзина идей», «Таблица Знаю Хочу Умею (ЗХУ)», «Синквейн», «Шесть шляп мышления»,«Логические цепочки», «Толстые, тонкие вопросы», «Ассоциативный куст»,«Прогнозирование»,«Кубик Блума»,«Кластер».

Наиболее используемые в работе с дошкольниками:

«Мозговой штурм»

Цель использования:

1) выяснение того, что знают дети по теме;

2) набрасывание идей, предположений по теме;

3) активизация имеющихся знаний.

При использовании этого приема педагог предлагает воспитанникам воспользоваться моделью трех вопросов:

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

«Корзина идей»

Этот прием позволяет выяснить все, что знают дети по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что воспитанники знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ребенок вспоминает все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

«Ролевая игра»

Применяется педагогом почти на каждом занятии. Цель этого приема заинтересовать детей, удивить. При этом возникает и действует эффект неожиданности. Так же этот прием может заключаться в постановке проблем или в инсценировке. Например, появление неожиданно какого – либо героя, который предлагает детям решить проблему. Это также может быть небольшая инсценировка с участием разных видов театра или других игрушек.

Прием «ролевая игра» активизирует внимание детей, создает интерес детей к данной проблеме и желание решить ее. Воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость.Хочу такой сайт

«Кубик Блума»

Данный прием используется для графической организации материала. На гранях кубика дается задание. В группах воспитанники заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Например: Картинка изображаемого предмета.

Каждая сторона кубика несёт вопрос:

Что это?

На что похоже?

Форма, величина, цвет

Как это делают?

Для чего используют?

За и против (положительное и отрицательное)

«Диаграммы Венна» («Круги сравнения»)

Данный прием используется для конкретизации и классификации предметов на основе сравнения.

Например, при изучении лексической темы «Животные»:

- Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. (Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние)).

- Какие животные могут быть и дикими, и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? (Дети называют животных и птиц, которые расположены в общей части кругов).

 

- Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?

«Кластер»

Кластер пришел к нам из информационных технологий. В переводе с

английского – скопление, гроздь, пучок, совокупность, объединение

нескольких однородных элементов, предметов, которые могут

рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными

свойствами. «Кластер» помогает детям свободно и открыто думать поповоду той или иной темы.

«Синквейн»

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.

1 строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным)

2 строка – описание темы в двух словах (прилагательных)

3 строка – описание действия тремя словами (обычно глаголами)

4 строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме

5 срока – одно слово, синоним к первому на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы

Например, синквейн на слово:

«МАМА»

Добрая, прекрасная

Любит, готовит, воспитывает

Мама – это мой идеал.

Жизнь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».