Анализ психолого-педагогических условий МБДОУ № 30 г. Азова для реализации ФГОС ДО

24.03.2022

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УСЛОВИЙ МБДОУ №30 г. Азова

 Работа по развитию доброжелательного взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

   Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, в этом возрасте закладываются базисные основы личности, формируются различные виды деятельности, возникает способность к произвольности поведения, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей, активно развивается эмоционально-волевая сфера.

Также происходит динамичное развитие межличностных отношений детей в общении, в различных видах деятельности, прежде всего, в игровой.

В это время закладываются основы дружелюбия, терпимости, чуткости в межличностных отношениях.

 ФГОС ДО определяет поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности как одно из обязательных условий успешной реализации образовательной программы. Целью работы педагогического коллектива МБДОУ № 30 г. Азова является создание дружелюбной атмосферы между детьми.

 В работе были выделены: констатирующий, формирующий и заключительный (контрольный) этапы.

На констатирующем этапе в сентябре 2021 года проводилась педагогическая диагностика сформированности дружелюбного отношения у дошкольников, для чего были использованы следующие диагностические методики:

· Методика «Картинки», предложенная Е.О. Смирновой и Е.Е. Калягиной [61]; 2

 · Методика «Неоконченные ситуации» (авторы А.М. Щетинина, Л.В. Кирс); · Методика «Одень куклу» Е.О. Смирновой.

На формирующем этапе был составлен и апробирован в практической деятельности комплекс игровых приемов, направленный на формирование дружелюбного отношения у дошкольников. После проведения повторной диагностики сформированности дружелюбного отношения осуществлялся сравнительный анализ результатов. Работа проходила на базе МБДОУ № 30 г. Азова.

 В нем принимали участие 26 детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с выделенными компонентами отношения были определены критерии и показатели сформированности дружелюбного отношения у дошкольников: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Критерии и показатели сформированности дружелюбного отношения у старших дошкольников

Критерии сформированности дружелюбного отношения

 

Показатели сформированности дружелюбного отношения

Когнитивный критерий

Знания, представления ребенка о себе, окружающих и способах организации дружелюбных отношений со сверстниками, осознание ребенком норм и правил дружелюбного общения

Эмоциональный критерий

Характер отношения ребенка к сверстникам, потребность во взаимодействии; проявление дружелюбия, доброжелательности, чуткости, терпимости, желания помочь.

Поведенческий критерий

Умение ребенка строить отношения с окружающими на основе дружелюбия, доброжелательности, чуткости, терпения.

 

Уровни сформированности дружелюбного отношения по каждому критерию отражены в таблице

Критерии сформированности дружелюбного отношения

Уровни сформированности дружелюбного отношения

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Когнитивный критерий

Ребенок обладает малым объемом представлений о нормах, правилах дружелюбного общения, способах проявления дружелюбного отношения, не осознает необходимость такого отношения

Ребенок имеет частичные представления о нормах, правилах дружелюбного общения, способах проявления дружелюбного отношения, способах проявления чувств

Ребенок имеет четкие представления о способах проявления дружелюбного отношения к сверстникам, нормах и правилах дружелюбного общения, осознает необходимость дружелюбного отношения

 

Эмоциональный критерий

Ребенок в большинстве случаев не имеет положительного настроя на взаимодействие со сверстников, часто проявляет несдержанность, агрессивность, эгоизм, нетерпимость к другим

Ребенок в большинстве случаев имеет положительный настрой на взаимодействие со сверстником, сочувствует, оказывает содействие только близким друзьям, не всегда умеет сдерживать чувства, часто проявляет равнодушие к другим

Ребенок имеет положительный настрой на взаимодействие со сверстником, готов выразить сочувствие и оказать практическое содействие, радуется за успехи другого, может сдерживать свои чувства при необходимости

Поведенческий критерий

Ребенок почти не испытывает интереса к сверстникам, всегда поддерживает порицания взрослого в их адрес, показывает превосходство над другими, помощь другим не оказывает или оказывает под давлением, не уступает

Ребенок интересуется действия сверстников периодически, дает им демонстративные оценки, оказывает помощь, когда сам получает от этого выгоду, проявляет зависть к успехам других и радость от их неудач

Ребенок активно интересуется деятельностью сверстников, дает ей позитивные оценки, огорчается и радуется за других, оказывает бескорыстную помощь, охотно уступает другим, не чувствуя себя ущемленным

 

По методике «Картинки» мы исследовали дружелюбные отношения по когнитивному критерию, детям предлагалось найти выход из понятной проблемной ситуации.

Результаты исследования сформированности дружелюбных отношений по когнитивному критерию на констатирующем этапе работы :

Дети с низким уровнем сформированности дружелюбных отношений по когнитивному критерию (35%) имеют недостаточные знания о том, какие действия нужно совершить в том или ином случае, не умеют определить состояние другого человека и предложить адекватные способы разрешения ситуации. Эти дети предлагают выходы из ситуации, однако часто они агрессивные: «Я закричу сильно!», «Дам сдачи!». Некоторые из этих детей вообще не могли понять ситуацию, изображенную на картинке («Ребята зовут девочку играть», «Девочки сломали куклу, они радуются»). Часто ребята не могли дать ответа, как выйти из предложенного конфликта («Не знаю, что делать»).

65% детей группы находятся на среднем уровне сформированности дружелюбных отношений по когнитивному компоненту. Эти дети в основном предлагают решение проблемы на вербальном уровне: «Я им скажу, что они плохо делают», «Я объясню этому мальчику, что нельзя мешать». Часто в ответах звучало желание уйти от ситуации («Я скажу воспитательнице», «Сейчас придет воспитательница и разберется»).

В группе не было детей с высоким уровнем сформированности дружелюбных отношений по когнитивному критерию.

Исследование уровня сформированности дружелюбных отношений детей по эмоциональному критерию (отношение к сверстникам) проводилось по методике «Неоконченные истории».

Результаты исследования сформированности дружелюбных отношений по эмоциональному критерию 10% детей имеют высокий уровень. Они проявляют дружелюбие, умеют радоваться за успехи других, сочувствовать, жалеть. Например, Дима К. дал такой ответ: «Олег посмотрел на Настин рисунок и сказал: «Какая ты молодец!». Ему было очень приятно, что его подружка хорошо нарисовала». А вот ответ Матвея Ж.: «Лера ответила: «Я лучше помогу Маше». Ей будет неприятно играть, если ее подружка убирает».

65% детей имеют средний уровень сформированности дружелюбных отношений по эмоциональному критерию. Они чаще проявляют индифферентное, безразличное отношение к сверстникам или дают правильный ответ, но при этом не могут его мотивировать. Например, Алиса П. сказала: «Артём ответил маме: «Я сейчас доиграю и не буду кричать». София В. дала ответ: «Стеша подбежала к Еве и спросила: «Тебе очень больно?». Она же не может одна играть». Хочу такой сайт

25% детей находятся на низком уровне сформированности дружелюбных отношений по эмоциональному критерию. Такие дети в большинстве случае проявляют негативные чувства: зависть, эгоизм, нетерпимость. Например, Артем Ш. предложил такое окончание истории: «Тогда Лев отобрал свою игрушку у Никиты и не стал с ним дружить!».

Методика «Одень куклу» позволила оценить развитие дружелюбных отношений детей по поведенческому критерию.

Дошкольники, имеющие средний уровень сформированности дружелюбных отношений по поведенческому критерию (55%) периодические наблюдают и вмешиваются в действия сверстника, иногда негативно оценивая эти действия (насмехаются, подкалывают), некоторые дети дают демонстративные оценки, сравнивая сверстника с собой. Они соглашаются с негативными и позитивными замечаниями воспитателя другим детям. Могут помочь товарищу, но после того, как сами справятся с работой. Такие дети проявляют минимально необходимые навыки дружелюбного взаимодействия в группе, но не проявляют достаточно активности в игровом взаимодействии, полагаясь на более активного сверстника. Чаще они стараются избегать конфликтов, если рядом находится педагог. Оставаясь без наблюдения взрослых, иногда вступают в конфликты с другими детьми. Могут проявлять самостоятельность в деятельности, но обсуждать общие действия не умеют. 45% дошкольников имеют низкий уровень сформированности дружелюбных отношений по поведенческому критерию. Они проявляют слабый интерес к действиям других детей, оценивают действия сверстников чаще негативно. Такие ребята поддерживают порицания взрослого в адрес товарищей или не обращают внимания на замечания. Помогают друг другу только под давлением. Часть из этих детей были сосредоточены только на собственной работе, почти не обращая внимания на то, что в конвертах других ребят есть нужные им предметы. Другие дети выхватывали нужные рисунки у друзей или надоедливо выпрашивали, не умея организовать взаимодействие.

Результаты исследования уровня сформированности дружелюбных отношений в группе представлены в таблице

Критерии сформированности дружелюбного отношения

 

Показатели сформированности дружелюбного отношения

Когнитивный критерий

Знания, представления ребенка о себе, окружающих и способах организации дружелюбных отношений со сверстниками, осознание ребенком норм и правил дружелюбного общения

Эмоциональный критерий

Характер отношения ребенка к сверстникам, потребность во взаимодействии; проявление дружелюбия, доброжелательности, чуткости, терпимости, желания помочь.

Поведенческий критерий

Умение ребенка строить отношения с окружающими на основе дружелюбия, доброжелательности, чуткости, терпения.

 

Уровни сформированности дружелюбного отношения по каждому критерию отражены в таблице

Критерии сформированности дружелюбного отношения

Уровни сформированности дружелюбного отношения

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Когнитивный критерий

35%

65%

0%

 

Эмоциональный критерий

25%

65%

10%

Поведенческий критерий

45%

55%

0%

   

Итак, проведенная диагностика позволила установить недостаточный уровень сформированности дружелюбных отношений у старших дошкольников. Самые высокие результаты сформированности дружелюбных отношений у детей прослеживаются по эмоциональному критерию, самые низкие – по поведенческому. Это говорит о том, что в данных группах дошкольники эмоционально готовы к дружелюбным отношениям, однако у них нет достаточных знаний о способах их проявления и достаточного практического опыта дружелюбных отношений. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости воспитания дружелюбных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Практика формирования дружелюбных отношений у старших дошкольников На формирующем этапе работы осуществлялось формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов дружелюбного отношения у старших дошкольников с помощью комплекса игровых приемов.

В комплексе использовались различные педагогические приемы:

· приемы игротерапии: игры «Клеевой дождик», «Сотвори чудо», «Машины»;

 · релаксационные приемы: упражнение «Я помогаю другим»;

 · проигрывание альтернативных ролей: упражнение «Забота о животном»;

· проигрывание проблемных ситуаций: упражнение «Ситуации», игра «Ковер мира»;

· упражнения психогимнастики: «Зеркало», «Передай настроение»; 8

· упражнения на распознавание эмоций: «Как ты себя чувствуешь?»;

 · упражнения на выделение эмоций: «Выбери маску» и др.;

 · игры на обучение пантомимике: «Дружить – не дружить»;

 · игры на практическое взаимодействие: «Камень мудрости», «Цветочный дождь». Все игры разделены на три группы:

 · игры, направленные на формирование представлений о дружелюбном отношении и его составляющих, способах его организации, осознание детьми норм и правил дружелюбного общения;

 · игры, направленные на формирование ощущений дружелюбного отношения, переживание чувств, связанных с его составляющими;

 · игры, направленные на формирование опыта дружелюбных отношений, выражение их в поведении.

Игры проводились в различное время: во время самостоятельной деятельности детей на улице и в помещении, в качестве физкультурной паузы на занятиях. Проводились они в коллективной форме, в групповой, иногда – в индивидуальной.

Для определения эффективности комплекса игр в мае 2022 года будет проведена повторная диагностика сформированности дружелюбного отношения у старших дошкольников. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».