Защита детей от всех форм физического и психического насилия
24.03.2022
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ВСЕХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО
НАСИЛИЯ
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран,
сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат
ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые
ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не
обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического
ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей
уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с
детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя
любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи),
опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов
правопорядка.
Четыре основные формы
жестокого обращения с детьми:
·
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
·
Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и
без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними
удовлетворения или выгоды.
·
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или
постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и
приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме
насилия относятся:
·
открытое неприятие и постоянная критика ребенка
·
угрозы в адрес ребенка в словесной форме
·
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство
ребенка
·
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
·
ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
·
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка
психическую травму.
Пренебрежение нуждами
ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего
нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или
развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
·
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания,
·
одежды, жилья, образования, медицинской помощи
·
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может
стать жертвой несчастного случая
Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах
ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры
защиты (ст.19), а также устанавливает:
·
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности
(ст.6)
·
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь
ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
·
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
·
признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для
физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития
(ст.27)
·
защиту ребенка от сексуального посягательства (ст.34)
·
защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст.37)
·
меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает
ответственность:
·
за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении
несовершеннолетних (ст.106-136)
·
за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
·
право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
·
право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять
меры по защите ребенка (ст.56)
·
лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с
ними в семье (ст.69)
·
немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью
(ст.77)
Закон РФ «Об
образовании в Российской Федерации» утверждает право детей,
обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого
достоинства и предусматривает административное наказание педагогических
работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью
ребёнка.
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в
нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс
«долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не
оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете
сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.![]()
Не пытайтесь сделать
из ребенка самого-самого.
1. Так не бывает, чтобы
человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это
не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я
в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася
клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере. Наверняка найдется хоть одно
дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он
знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух
ребенка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь
вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим)
награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о
том, что «Мишенька из 2-го подъезда непревзойденно играет на скрипочке»,
происходит в присутствии вашего ребенка, а в ответ похвалиться нечем – лучше
все равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте
шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а
ты...», «Я тебя растила, а ты...». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного
кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая
неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не
просил!»
4. Избегайте
свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок
нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести
его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только
взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После
этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к
стыду вполне уместно.
Главное – не забывать,
что у всего должна быть мера.
Способы открыть ребенку свою любовь
Не стремитесь к
виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребенком нет и не может
быть запрещенных эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в
безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство,
раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребенок не может
быть плохим, потому что он ребенок и потому что он ваш.
Три способа открыть
ребенку свою любовь:
1. Слово. Называйте ребенка
ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте
колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только
нежность.
2. Прикосновение. Иногда достаточно
взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал
плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не
обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу,
что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное
развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд. Не разговаривайте с
ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней
комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.